Задолго до того, как сэр Исаак Ньютон, Пьер де Ферма, Готфрид Лейбниц и многие другие великие математические умы внесли свой вклад в науку, астроном по имени Естхадева записывал чернилами на пальмовых листьях математические знания своих учителей, а возможно, и свои собственные теории.
В маленьком городке на юге Индии в 1500-х годах Естхадева написал концепции, важные для разработки системы исчисления, и он сделал это, используя полные доказательства, демонстрирующие бесконечные расширения рядов тригонометрических функций и систему сложных вычислений. Дифференциальные и интегральные исчисления, долгое время первооткрывателем которых считался Ньютон, в Индии были получены на 400 лет раньше. Ученый работал над методами разложения многочленов в алгебре, решения уравнений посредством итерации и бесконечными цепными дробями.
Математическая школа Кералы
Трактат, называемый «Юктибхаса», был разбит на 15 глав и охватывал сотни страниц доказательств и комментариев. Это собранная воедино система знаний, включающая в себя более чем столетнюю историю индийской математики, разработанной школой Кералы, которую возглавлял Мадхава из Сангамаграмы в 14 веке. Большая часть работ Мадхавы была бы утеряна, если бы не труды учеников, подобных Естхадеве, которые записывали все.
Древний индус за изучением наукК XVI веку школа была на закате, что, возможно, послужило толчком для Естхадевы записать доказательства, которые передавались от учителя к ученику устно в течение 200 лет — «Юктибхаса», возможно, был его способом сохранения этой информации.
Есть несколько предположений относительно того, почему школа исчезла. Возможно, к этому привела смена правящей династии и, как следствие, прекращение финансирования. Возможно и то, что математика считалась прикладной наукой по отношению к астрономии, и когда были созданы точные таблицы вплоть до 11 знаков после запятой, в математиках необходимости больше не было. «Но какова бы ни была причина, к 1700-м годам почти никто больше не переписывал тексты школы Кералы», — говорит Гомер Уайт, профессор математики в Джорджтаунском колледже.
Могли ли исследования Естхадевы попасть в Европу
Штат Керала располагался между горной цепью Западные Гаты и Аравийским морем, что идеально подходило для создания своей собственной культуры. Изоляция защищала регион от бурных политических страстей остальной части Индии и континента.
Штат Керала, ИндияКерала не был полностью изолирован, это место было центром производства и экспорта перца. Но математическая школа была отделена от торговли, и идеи «Юктибхасы» вряд ли широко распространились через океан. Отсутствие взаимодействия доказывает, что большинство математических идей появилось в Керале и Европе независимо друг от друга.
Такие путешественники, как Васко да Гама, были хорошо знакомы с учением школы Керала. Европейская аудитория начала изучать наследие математической школы почти через столетие после того, как она угасла.
Британские колонисты в Индии обратили внимание на уникальную культуру в 1700-х годах; в 1830-х годах Чарльз М. Уиш опубликовал статью о «Юктибхасе» в одном из научных журналов. Уиш был деловым человеком, служил в Ост-Индской компании в Южном Малабаре, а затем, спустя несколько лет, стал судьей по уголовным делам. Он нашел время изучить индийские тексты и незадолго до смерти в возрасте 38 лет поделился с европейской аудиторией тем, как индийские математики совершили свои открытия задолго до европейцев.
Источник:
Комментарии (0)