Все знают пароход «Титаник», который затонул в 1912 году в водах Атлантики, близ острова Ньюфаундленд. Многие слышали и о гибели «Лузитании» — эту катастрофу ставят на второе место после «Титаника». Но, оказывается, было ещё одно крушение, по числу жертв превосходящее и «Титаник», и «Лузитанию». Речь идет от «Ланкастрии».
Война и мир
Это судно было построено в 1920 году компанией «Anchor Line», а первоначально оно называлось «Тиррения». Лайнер, водоизмещение которого составляло 16243 тонн, был способен принять на борт несколько тысяч пассажиров.
Вскоре после спуска на воду на судне по маршруту Глазго-Монреаль совершили плавание первые пассажиры. Ещё через два года из-за жалоб на труднопроизносимое название корабль переименовали (что, кстати, среди моряков считается очень плохой приметой), и он продолжил плавание под именем «Ланкастрия».
Впрочем, сперва примета не сработала — вплоть до начала Второй мировой «Ланкастрия» перевозила туристов, иммигрантов, да и всех, кто был в состоянии купить билет на роскошный лайнер. Судно курсировало между Ливерпулем и Нью-Йорком, в Средиземном море и вдоль северного побережья Европы.
«Ланкастрия» на рейде
Однако мирная жизнь вскоре прекратилась, и «Ланкастрия» была «призвана в армию».
В 1940 году власти Великобритании реквизировали судно для военных нужд, и оно стало использоваться для перевозки армии. Именно на нём была осуществлена крупная операция по переброске союзнических войск из Норвегии.
Трагедия века
В июле 1940 года началась операция «Ариэль», суть которой заключалась в эвакуации войск и мирного населения из Западной Франции, которая, как известно, была захвачена гитлеровскими войсками.
Следовало вывезти как можно больше людей, как раз для этого и задействовали «Ланкастрию». Судно заполнили под завязку — вместо 2500 пассажиров (как того требовала расчетная мощность) на борт взяли от 4000 до 9000 людей.
Загрузившись, корабль отплыл из порта и встал на рейд — капитан решил немного задержаться. Предполагалось, что вскоре подоспеют эсминцы, которые должны будут защищать лайнер от возможной подводной атаки, однако вместо этого на горизонте показались немецкие «Юнкерсы».
Бомбардировщики сразу принялись за дело, сбросив на «Ланкастрию» не менее нескольких десятков снарядов. Четыре из них достигли цели: одна бомба попала в топливный отсек, еще одна — в котельное отделение, а две повредили правый борт.
Тонущая «Ланкастрия»
Лайнер тут же начал опрокидываться и тонуть, а люди, оставшиеся в живых после бомбёжки, прыгали в воду. Впрочем, и в воде было не лучше — растёкшийся мазут загорелся, поверхность воды пылала.
Спасательная операция началась сразу же: английские военные пытались собрать выживших. Спасти удалось немногих — выжило не более 2500 человек.
Потери были столь велики (по разным оценкам от 3000 до 6500 человек), что катастрофу тут же засекретили, а родственникам сообщили, что пассажиры судна погибли в боях. Однако пресса США узнала подробности и осветила катастрофу, назвав её «величайшей морской трагедией всех времён». И даже после этого Великобритания старалась преуменьшить масштаб произошедшего, не раскрывая точное число жертв.
Исследования катастрофы продолжаются до сих пор, а выжившие и родственники погибших основали несколько памятных ассоциаций. Есть и мемориалы в память о жертвах «Ланкастрии».
Ну а мы, люди XXI века, помня о величайшей морской трагедии, должны сделать всё, чтобы подобное больше никогда не повторилось
Комментарии (7)