То что нужно настоящему мужыку!

За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма

Подводная лодка проекта 675, фото: Wikimedia Commons

В  истории нашей страны катастрофа на Чернобыльской АЭС занимает особое место. Авария, ставшая крупнейшей в истории атомной энергетики, привлекла к себе внимание всего мира. На устранение последствий чернобыльской катастрофы были брошены колоссальные силы людей и техники. Ликвидаторами аварии стали сотни тысяч человек со всего СССР.

Сегодня про события на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года по-прежнему снимают фильмы и пишут книги. При этом чернобыльская катастрофа на долгие годы оттянула на себя всё внимание людей. Хотя даже в СССР были и другие трагические аварии и инциденты, связанные с попытками человека использовать мирный атом, в том числе и в военных целях.

Так, крупная радиационная авария произошла 10 августа 1985 года на подводной лодке Тихоокеанского  флота. За год до событий на Чернобыльской АЭС и спустя 40 лет после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки на борту советской подводной лодки К-431 в бухте Чажма произошёл взрыв ядерного реактора.

Подводная лодка К-431


Подводная лодка К-431 относилась к подлодкам 675-го проекта и представляла собой атомную субмарину, вооружённую крылатыми ракетами. АПЛ относилась к достаточно крупной серии советских подводных лодок, которые строились с 1960 по 1969 год. Всего за девять лет советская промышленность передала флоту 29 лодок данного проекта.

Конкретно лодка К-31 (переименована в К-431 в 1978 году) была заложена на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре 11 января 1964 года. Уже 8 сентября того же года лодку вывели из цехов и спустили на воду. Заводские испытания атомной субмарины продлились с декабря 1964 года по май 1965 года. Государственные испытания были успешно завершены 30 сентября 1965 года, после чего лодка вошла в состав Тихоокеанского флота. До момента аварии лодка несла службу на протяжении практически 20 лет.

За годы активной службы лодка успела совершить 7 автономных походов на боевую службу, в том числе в акваторию Индийского океана. В 1974-1975 годах на субмарине без каких-либо происшествий прошла процедура перезагрузки активной зоны реакторов. Также за время своей службы на ТОФ лодка дважды успела пройти ремонт. К 1985 году подводная лодка К-431 успела пройти 181 051 миль, потратив на это 21 392 ходовых часа.


Схема АПЛ проекта 675, изображение: war-book.ru


На лодках проекта 675 устанавливалась энергетическая установка, выдававшая 35 000 л.с. Мощности установки хватало, чтобы обеспечить кораблю подводным водоизмещением 5760 тонн максимальную скорость хода 22-23 узла в подводном положении и 14-15 узлов – в надводном. Сердцем энергетической установки лодки были два реактора ВМ-А (2х70 МВт).

Реакторы ВМ-А относились к первому поколению реакторов, разработанных для установки на советских подводных лодках проектов 627(А), 658, 659, 675. Созданные в НИИ-8 в Курчатове реакторы ВМ представляли собой серию водо-водяных ядерных реакторов на тепловых нейтронах. В качестве топлива для реакторов данной серии применялась высокообогащённая по 235-му изотопу двуокись урана.

Радиоактивная авария в бухте Чажма


В день аварии, 10 августа 1985 года, субмарина находилась у пирса № 2 судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма залива Стрелок в Японском море. Оборонное предприятие Тихоокеанского флота находилось возле посёлка Дунай (тогда назывался Шкотово-22). Расположенный в посёлке судоремонтный завод № 30 занимался перезагрузкой активных зон ядерных реакторов, а также ремонтом кораблей ТОФ.

Процедура замены активных зон двух установленных на лодке реакторов ВМ-А была плановой. Специалисты судоремонтного завода должны были произвести замену отработанного ядерного топлива на свежие стержни тепловыделяющих элементов. Реактор правого борта был перезагружен без происшествий. А вот после перезагрузки реактора левого борта выяснилось, что реакторная крышка не выдерживает испытаний на герметичность. В ночь на 10 августа специалисты обнаружили здесь протечку.

К тому моменту все 180 стержней уже были заменены, но крышку с реактора левого борта необходимо было снять заново и установить правильно, чтобы обеспечить герметичность. Как удалось установить, между реакторной крышкой и прокладкой случайно попал огарок сварочного электрода, который блокировал герметичное закрытие крышки.

О выявленной нештатной ситуации и результатах гидравлических испытаний подводники и персонал береговой технической базы в нарушение инструкций не составили никаких актов и не известили вышестоящее начальство. Моряки также не стали прибегать к помощи Технического управления флота, представители которого могли бы проследить за ситуацией и проконтролировать соблюдение необходимых протоколов.

Очевидно, что моряки и персонал предприятия не хотели лишних проблем и разбирательств, поэтому решили справиться своими силами. В субботу, 10 августа, плавучая мастерская с краном начала подъём крышки реактора. Последовавшая дальше авария была чередой событий, каждое из которых не было критичным, но в совокупности привело к катастрофе. Если бы работы выполнялись, исходя из установленных требований и с соблюдением всех технологий, взрыва удалось бы избежать.


Реактор ВМ-А в разрезе, изображение: biblioatom.ru


Как впоследствии установила комиссия, работы на лодке 10 августа проводились с нарушением требований ядерной безопасности и существующих технологий. К примеру, для подъёма крышки реактора были применены обычные стропы вместо поглощающих удары штатных жёстких упоров. Чтобы не терять времени, моряки и персонал береговой технической базы решили не закреплять стропами компенсирующую решётку. Для этого им пришлось бы дополнительно срезать газовыми резаками мешавшую кницу, расположенную в реакторном отсеке лодки.

Понимая, что при подъёме крышки реактора последует подъём и компенсирующей решётки, что может запустить процесс неконтролируемой цепной ядерной реакции, офицеры, руководившие работами, рассчитали предельную высоту, на которую можно будет без каких-либо последствий поднять крышку.

Подъём крышки реактора носовым краном плавмастерской ПМ-133 начался ближе к обеду 10 августа. В этот момент в бухту вошёл катер-торпедолов, который проигнорировал предупреждающие знаки на входе, ограничивающие скорость движения. Катер прошёл по бухте на скорости 12 узлов, подняв волну. Поднятая катером-торпедоловом волна дошла до берегов и причальных стенок, качнув плавмастерскую, которая никак не была стабилизирована. Не была закреплена жёсткими поглощающими удары упорами и крышка реактора.

В результате качки кран поднял крышку реактора выше намеченного уровня. При этом крышка потянула за собой компенсирующую решётку, от которой не была отсоединена, и поглотители. Реактор вышёл на пусковой режим, началась ядерная реакция, что привело к мощному тепловому взрыву. Катастрофа, унёсшая жизни минимум 10 подводников, произошла в 12:05 по местному времени.

Ликвидация последствий и жертвы аварии


В считанные секунды произошло выделение огромного количества энергии. Мощный взрыв полностью разрушил и сжёг перегрузочный домик, который был установлен на корпусе лодки над реактором. Во вспышке взрыва практически полностью сгорели офицеры, которые занимались перегрузкой реактора. Вся смена в количестве 10 (по другим данным, 11 человек). От них остались лишь незначительные фрагменты тел, которые затем удалось собрать в бухте и на прилегающей территории.

Взрыв поднял в воздух многотонную крышку реактора примерно на 1,5 километра, после чего она вновь упала на лодку и повредила обшивку корабля ниже ватерлинии. Вода из акватории бухты начала поступать в реакторный отсек. Кран, который поднимал крышку реактора, оторвало от плавмастерской ПМ-133, подняло в воздух и выбросило в акваторию бухты.


В считанные минуты всё, что было выброшено в воздух из взорвавшегося реактора, оказалось на лодке К-431, плавмастерской, пирсе, в акватории бухты, на местных сопках и заводе. Накрыло радиоактивными выбросами и стоящую рядом соседнюю атомную торпедную подводную лодку К-42 проекта 627А «Кит». Лодка впоследствии была списана.

По найденному золотому обручальному кольцу одного из погибших в момент взрыва подводников удалось установить, что в эпицентре взрыва уровень радиоактивного излучения достигал 90 тысяч рентген в час, это примерно в три раза выше, чем через год будет в Чернобыле. На остальной территории уровень гамма-излучения в десятки и сотни раз превышал допустимые санитарные нормы.

К тушению начавшегося после взрыва пожара были привлечены экипажи соседних подводных лодок, а также работники самого судостроительного завода. Никакой специальной защитной одежды и экипировки, а также спецтехники для работы в подобных условиях эти люди не имели. Несмотря на всю сложность ситуации, команда ликвидаторов смогла справиться с бушующим пожаром за 2,5 часа.

Практически моментально на месте аварии был активирован режим информационной блокады. В расположенном рядом посёлке отключили связь с внешним миром, на судостроительном заводе усилили пропускной режим, а саму территорию завода оцепили. При этом разъяснительной работы с населением не велось, что послужило причиной того, что многие люди получили серьёзную дозу облучения. Примечательно, что уже тогда произошедший в бухте взрыв ядерного реактора на подводной лодке в официальных документах назвали «хлопком».

Всего по оценкам 1990 года в результате аварии пострадавшими признали 290 человек, 10 погибли непосредственно в момент взрыва, ещё у 10 человек диагностировали острую лучевую болезнь, у 39 человек лучевую реакцию – обратимые изменения в организме. Уже в середине 1990-х годов количество официально признанных правительством пострадавших в результате аварии в бухте Чажма выросло до 950 человек.

По вполне понятным причинам данная трагедия долгие годы оставалась малоизвестной, а катастрофа на Чернобыльской АЭС затмила её многократно. Гриф «секретно» с событий, произошедших на атомной подводной лодке К-431 10 августа 1985 года в бухте Чажма, сняли только в 1990-е годы.

Автор: Юферев Сергей

Источник: За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
Опубликовал:
Теги: фото ремонт скорость история катастрофа

Комментарии (13)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Nikolai Baranixin
"Враг вступает в город, пленных не щадя. От того, что в кузнице не было гвоздя"(с).
Огарок электрода, а? Флотское раздолбайство! А потом и "Адмирал Кузнецов" сгорел из-за того, что не было подготовлено место проведения сварочных работ.Разгильдяи с кортиками!
Точно сказано :"В море бойся рыбака, и военного моряка".
Юрий Шальнов 
Сварочные работы выполняли гражданские специалисты, а что касается рас******ства, то на руси оно было, есть и всегда будет!
Борис NIKITIN
авось пронесёт
ремонт "на авось" никого до добра не довел
что лучше боязнь мнения начальства или мгновенная смерть в реакторе ?
сейчас готово много "специалистов " сдававших ЕГЭ методом тыка: тык пальцем - авось правильно ....
страшно жить глядя на новых спецов
- врач спрашивает родителей ребенка , а чем будете его лечить? ,
- учителей не умеющих грамотно писать по русски: теч вместо течь
- " инженеров " не умеющих читать чертёж
- продюсеров меняющих меч на мяч : "кто к нам с мячом придет ...."
Юрий Мугалимов
Всё это хорошо! Я служил на такой лодке с 1978 - 1981 гг. Там же. В это время произошли две аварии, на лодке нашего проэкта вырвало крышку реактора и экипаж отправили 120 чел Ленинград,5 членов экипажа погибли тут же.Вторая 1980 горела лодка в Японском море погибло 12 моих товарищей! Почему молчат об этом?
Владимир Коржов 
Я в это время там служил. Мы выделяли аварийные команды, организовывали эвакуацию людей, потом организовывали вывоз реактора на захоронение.
Борис Кох 
Я служил на этой лодке в 1967-1969гг,старшина команды рефрежиратрщиков
Анатолий Арапов
Есть же фраза, что все инструкции написаны кровью. Дураки учатся на своих ошибках, умные - на чужих.
Борис Кох 
были небольшие аварии,но от такого бог миловал.командиром был кап1 ранга Калухин,БЧ-5 кап2р Бойко Юрий Иванович,я его встретил после дмб в Одессе,он был Кап1р,начальник военной кафедры в ОИИМФ.
Андрей Фатеев
как это типично для нас...
Станислав Титаренко
Причины двух аварий очень схожи:моряки и чиновники от энергетики, руководившие испытаниями в Чернобыле, возомнили себя физиками-ядерщиками. Несоблюдение инструкций и регламентов. А военная строгая секретность не дала возможности учиться на ошибках в гражданской атомной энергетике.
Сергей Бройдо 
Про эту страшнейшую аварию у нас не пишут и не упоминают до сих пор и она остается малоизвестной. Я читал этот текст очень давно в журнале "Капитан" (если не ошибаюсь)Но мне казалось, что погибших было больше.
Constantin Nazarow 
Служил в это время в Павловске на базе оружия, жил с семьёй в Техасе. Участвовал с л/с в ликвидации. Всё про это знаю. Кому интересно, могу описать в подробностях.
Сергей Ришко 
Самое жуткое,что при совдепии все старались на корню не допустить утечку информации типа у нас в комунятине все,,хорошо,,
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Байконурская катастрофа
Байконурская катастрофа
19
Мужской журнал 09:01 27 сен 2021
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
102
Мужской журнал 05:02 10 июн 2018
Самая секретная техногенная катастрофа СССР
Самая секретная техногенная катастрофа СССР
32
Мужской журнал 09:00 17 апр 2019
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
2
Мужской журнал 09:01 25 янв 2022
"КАТАСТРОФА ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА": ДЕЛЯГИН И ПРОНЬКО О САМОМ ПЕЧАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ ДНЯ
"КАТАСТРОФА ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА": ДЕЛЯГИН И ПРОНЬКО О САМОМ ПЕЧАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ ДНЯ
63
Ваши новости 06:00 05 ноя 2021
Катастрофа МН17: абрикосовое дерево рушит обвинение СБУ против России
Катастрофа МН17: абрикосовое дерево рушит обвинение СБУ против России
19
Мужской журнал 19:02 03 ноя 2017
Катастрофа MH-17: Теффт рассказал, почему США отказываются делиться информацией
Катастрофа MH-17: Теффт рассказал, почему США отказываются делиться информацией
19
Ваши новости 14:01 29 авг 2017
Глобальная катастрофа в результате которой появилось человечество. Когда она произошла?
Глобальная катастрофа в результате которой появилось человечество. Когда она произошла?
20
Мужской журнал 05:01 26 янв 2019
Транзитная катастрофа заставила Латвию умолять Россию
Транзитная катастрофа заставила Латвию умолять Россию
26
Ваши новости 21:30 25 ноя 2020
Загадочная катастрофа 536 года нашей эры: что стало причиной климатического Апокалипсиса на Земле?
Загадочная катастрофа 536 года нашей эры: что стало причиной климатического Апокалипсиса на Земле?
10
Мужской журнал 07:00 10 май 2021
Катастрофа MH-17: Нидерланды получили от Грузии ракету «Бук»
Катастрофа MH-17: Нидерланды получили от Грузии ракету «Бук»
3
Ваши новости 22:02 18 окт 2017
Минздрав изменит состав автомобильной аптечки: что придется докупить
Минздрав изменит состав автомобильной аптечки: что придется докупить
1
Авто-Тема 13:49 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства