То что нужно настоящему мужыку!

Самая секретная техногенная катастрофа СССР

 

Так называемый Куреневский потоп, произошедший в Киеве в 1961 году, считается второй по масштабам техногенной катастрофой в СССР, после аварии на Чернобыльской АЭС. Несмотря на это, о ней мало кто знал за пределами Киева, так как вся информация о несчастье была строжайше засекречена.

О киевском потопе не рассказывали по радио и не писали в газетах — власти изо всех сил старались скрыть сам факт ужасной катастрофы, вина в которой полностью лежала на государстве. Сегодня в Куреневском потопе принято винить Алексея Давыдова, председателя киевского Горисполкома. Именно по его инициативе в черте города появилась грандиозная по своему размаху свалка строительных отходов.

Но никто не знает, почему опасный объект появился в непосредственной близости от жилых районов. Еще меньше людей, обвиняющих Давыдова в преступной халатности, знают о заслугах этого управленца, благодаря которому столица УССР получила мост Патона, новый цирк, первую линию метрополитена и аэропорт Борисполь. Возглавил город Давыдов в 1947 году, когда Киев лежал в руинах и за его успехами первые годы пристально следил лично Иосиф Сталин.

Колоссальная стройка, в которую превратился Киев в 50-х годах, нуждалась в не менее масштабной свалке строительных отходов. Особенно остро стояла проблема складирования пульпы — жидких отходов кирпичного производства. Здесь Давыдов допустил ошибку, разрешив организовать полигон в районе Бабьего Яра, совсем рядом с плотно населенной, расположенной в низине Куреневкой.

Пульпохранилище сдерживалась насыпной дамбой, при проектировании которой были допущены серьезные ошибки. В первую очередь, конструкторы неправильно рассчитали давление пульпы на гидротехническое сооружение. Эта субстанция, полужидкая и тягучая, давила на дамбу с гораздо большей силой, чем обычная вода. Также не было учтено то, что во время таяния снега и весенних дождей, содержимое пульпохранилища существенно увеличивается в объеме за счет массового притока воды.

Киев стоит на лессовых грунтах, которые очень плохо впитывают влагу, поэтому вода не насыщала собой грунт, а собиралась на полигоне, увеличивая и без того огромное давление на дамбу. Также сыграло свою роль и то, что подгоняемые московским руководством местные власти старались как можно быстрее выполнить поставленную задачу, что привело к множеству нарушений и отступлений от и без того «сырого» проекта.

Задолго до катастрофы дамба пульпохранилища, куда сливали отходы почти 10 лет, начала подтекать. Жители Бабьего Яра жаловались на грязные ручьи, бегущие круглый год по улицам и дворам, но в Горисполкоме неверно оценили масштаб проблемы и решили, что реконструкция сооружения может подождать.

12 марта 1961 года в Горисполком начали поступать тревожные звонки о том, что дамба в буквальном смысле слова трещит, а вода через нее льется целыми потоками. В ночь с 12 на 13 марта ситуация на глазах ухудшалась, а утром 13 марта произошла ужасная катастрофа.

Куреневка — это рабочий район Киева и в 6 утра жизнь здесь уже кипела. Кто-то только проснулся, а кто-то уже стоял на остановке, дожидаясь своего автобуса. На ближайшей к злополучной дамбе улице Фрунзе последние дни вода лилась ручьями и на то, что вода в них поднялась, мало кто обратил внимание. Между тем, километром выше, возле стадиона «Спартак», уже началось наводнение и «поплыли» первые дома частного сектора.

В Горисполком начали звонить местные жители и рассказывать, что дамба просто разваливается на глазах, но предпринимать что-либо было уже слишком поздно. В 8.30 утра дамбу полностью прорвало и в образовавшуюся брешь хлынула пульпа, образовав вал шириной 20 и высотой 14 метров.

Полужидкая пульпа, смешанная с твердым строительным мусором, обломками домов и деревьями понеслась к трамвайному депо, где уже давно начался рабочий день. Здесь были включены все высоковольтные рубильники и никто даже не подозревал о стремительно приближавшейся смерти.

Пульпа мгновенно наполнила территорию предприятия, разрушила часть построек и до потолка заполнила уцелевшие. Люди, которым удалось избежать смерти от утопления в грязи и среди завалов зданий, погибали от поражения электрическим током. Поток несся дальше и вырвался на улицы, где ходил общественный транспорт. Вот как рассказывали о потопе чудом выжившие очевидцы:

«Я села в переполненный автобус. Вдруг возле окон машины показалась вода. Кто-то закричал. Люди поняли, что попали в ловушку. Моментально все потемнело. На нас шел вал — серая масса, которая пенилась и бурлила. Волна возвышалась над домами. Молодой человек, который стоял передо мной, рывком открыл дверь и бросился наружу. Я — вслед за ним. Я упала, но чудом осталась на поверхности. Барахтаясь доплыла до ограды „Спартака“. Когда я обернулась, то увидела, что автобус уже горит».

Стадион «Спартак» наполнился водой до краев. Местами жидкая грязь поднялась так высоко, что скрыла под собой кованую ограду. Катастрофа полностью накрыла Куреневский район и спастись от нее было негде. Тяжелая пульпа играючи сносила кирпичные постройки и опрокидывала бетонные. Люди погибали не только от утопления — достаточно плотная субстанция сдавливала их, вызывая асфикцию, а ее динамическое давление переламывало кости.

Те улицы, куда еще не докатилась цунами, начали эвакуацию, но организованно все было крайне плохо, что дополнительно увеличило количество жертв. В район срочно начали стягивать войска, которые прибывали на гусеничной и колесной технике, быстро оказывавшейся в плену вязкой пульпы.

Свойства вещества, затопившего Куреневку, значительно усугубляли ситуацию. Пульпа быстро высыхала, превращаясь в плотный монолит. Оказавшиеся под завалами домов люди оказались в плену густеющей жижи, которая, застывая, давила их и перекрывала доступ воздуха. Выжить у плененных людей шансов практически не было.

По официальным данным, которые озвучили киевские власти, во время техногенной катастрофы погибли всего 150 человек. Но всем очевидцам было понятно, что число погибших значительно занижено. Историк Александр Анисимов, много лет исследовавший техногенную катастрофу, утверждает, что цунами из пульпы унесло жизни по меньшей мере 1500 киевлян.

Согласно служебного отчета, в ходе катастрофы были полностью разрушены 68 жилых и 13 административных зданий, а также 163 частных дома, в которых проживало, по самым скромным подсчетам, 1228 человек. Данных о погибших и раненых в официальном документе нет, так как было решено принять максимальные меры, чтобы скрыть масштабы трагедии.

13 марта в Киеве отключили междугороднюю и международную связь, а официальное заявление о катастрофе прозвучало лишь спустя трое суток — 16 марта 1961 года. Погибших развозили в морги разных районов Киева, а затем хоронили на разных кладбищах, не удосуживаясь делать опознание и оповещать родных и близких.

На памятниках указывались разные даты, а записи в кладбищенских книгах не делались или умышленно искажались. В заключении о смерти писали что угодно, кроме истинной причины смерти, поэтому установить точное количество погибших, возможно, так никогда и не удастся.

Пульпу, которая заполнила улицы киевского района, начали убирать с привлечением строительной и военной техники сразу же после того, как перестала прибывать пульпа. Делали это солдаты, не имевшие опыта ликвидации последствий подобных катастроф, что еще больше усугубило ситуацию. Немногие уцелевшие под завалами погибали под ковшами экскаваторов и сдвинутыми кранами строительными конструкциями.

Когда все закончилось, расследованием техногенной катастрофы занялась комиссия из Москвы. Все действия производились в обстановке самой строгой секретности. Известно, что виновными признали шестерых создателей проекта дамбы, которые были приговорены к тюремному заключению. Следствие установило, что всему виной стали ошибки в расчетах гидроотвалов сооружения.

Источник


Источник: Самая секретная техногенная катастрофа СССР
Опубликовал:
Теги: транспорт история авария Машина успех СССР

Комментарии (27)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр Тюменцев 
А нафига в статье фотография с КамАЗом (где ДТП с краном и трамваем)? В 1961г он на машине времени переместился?
Анатолий Кириллов 
А так, для кучи. А это не тот случай, это другой случай.
Андрей Глухов 
Трамваи скоростные - тоже из будущего
Леонид Солдатов 
А мужик в клешах с дипломатом в руке видимо водитель этой машины времени?
Евгений Кузин
Это не скоростные, а говняные советские трамваи с сдвижными дверями. В Киеве были чешские трамваи с обычной гармошкой. Ну и несколько озадачивает две вещи: ЧЕЛЯБИНСКИЙ НОМЕР НА КРАНЕ и всего лишь 1500 погибших. В соответствии с нормами современной хохлоистории должно быть минимум 1500000 и новый геноцид украинцев в довесок к голодомору.
Ivan Kosov
Ну конечно и виноваты комуняки.А не распиз..яи инженеры и строители.Кстати писать об этом писали.Ну не орали на всех углах как сейчас по каждому поводу.Но писать писали.У мамы даже где то была газета эта.
Георгий Ситнянский
А это чтоб не брехали такие как ты, что "при СССР этого не было"! Кстати, кто помнит катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС 2009 года? Так вот, из четырёх катастроф такого типа на этой станции три произошли в СССР (1979, 1985, 1988).
Георгий Ситнянский
"в СССР эти факты были известны" - лишь немногие из них.
Георгий Ситнянский
В условиях свободы печати (даже такой кастрированной, как при ПЖиВ) это не утаишь!
Георгий Ситнянский
"пожар в Забайкалье. В СССР такого не было" - Ну конечно! Пожары 1972 в Подмосковье сам помню, хоть и пацаном был. Но для совковатника - да, раз в газетах не писали - значит, не было, даже если своими глазами видел, что было. Ещё академик И.П. Павлов в 1927 об этом писал.
Валерий Шелудько
Усть-Катавские трамваи КТМ-5М (а на фото именно они) появились в городах в 1970-1971 гг.
Валерий Богданов
Опять "братья" винят СССР , а точнее Россию . То москали построили им плохие атомные станции , которые сами взрываются , теперь вспомнили про москаля Давыдова , да ещё Сталина приплели, которые плохо руководили восстановлением Киева.Никто ничего не секретил , просто раньше не считали нужным пиариться на трагедиях.
Александр Белозеров
Умер Сталин - умер СССР. СССР перестал существовать в 1953-м году. Можно было все исправить, но у новых руководителей уже были другие интересы. Сейчас невозможно вернуть тот СССР. Но создать новый - можно.
Георгий Ситнянский
Те, кто такое говорят, уподобляются унтер-офицерской вдове, которая сама себя высекла. Если только на такой тирании, как сталинская, СССР и мог держаться, стоит ли о нём жалеть?
Александр Надеждин
Согласен - трагедия! Но не вторая по величине... Вопрос, а какой считать по уровню трагедий: Маяк - Кыштымская катастрофа, авария на заводе «Красное Сормово» и многие другие...
, борис
а сколько в сберкассах будущие грефы богатились вклады не востребовались годами
alexandr sawin 
А ещё мужик идёт по рельсам и разговаривает по мобильнику (следующее за камазом фото)
Георгий Ситнянский
А может, это мент в штатском с рацией?
vladimir kozlov 
Он купит, а не говорит по мобиле
alex konon
Чуть ввше пост: Как убивали СССР. Вот так и убивали, зато пломбир вкусный был.
Александр Сютин 
ВПЕРВЫЕ УЗНАЛ ОБ ОБ ЭТОМ СОВЕТСКОМ РАСПИЗДЯЙСТВЕ.А при коммунистах это было везде.
Владислав Мельник 
Усть-Катавские трамваи появились в начале 80-х годов.
Валерий Шелудько
Усть-Катавские трамваи КТМ-5М (а на фото именно они) появились в городах в 1970-1971 гг.
Сергей Лысенко 
Это Колхида она похожа на Камаз
Станислав Тептин 
Трамваи-то тоже не из 60-ых годов.
Анатолий
Нет это не КОЛХИДА а самый настоящий КАМАЗ 5511, самых первых выпусков.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Байконурская катастрофа
Байконурская катастрофа
19
Мужской журнал 09:01 27 сен 2021
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
102
Мужской журнал 05:02 10 июн 2018
За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
13
Мужской журнал 10:00 19 сен 2021
Как убивали СССР. Величайшая геополитическая катастрофа
Как убивали СССР. Величайшая геополитическая катастрофа
109
Ваши новости 04:01 30 июл 2020
Конец света отменяется: наша планета находится под надёжной защитой высшего разума
Конец света отменяется: наша планета находится под надёжной защитой высшего разума
28
Мужской журнал 06:00 21 ноя 2021
Смерть по дороге на курорт. Самая страшная катастрофа в СССР — взрыв трубопровода
Смерть по дороге на курорт. Самая страшная катастрофа в СССР — взрыв трубопровода
9
Мужской журнал 13:33 03 июн 2018
Сила атома: секретная советская Волга
Сила атома: секретная советская Волга
12
Авто-Тема 17:01 31 май 2021
При Сталине такое было. Самая уникальная афера времен СССР
При Сталине такое было. Самая уникальная афера времен СССР
19
Мужской журнал 08:00 04 апр 2021
Самая смертоносная метель в истории человечества
Самая смертоносная метель в истории человечества
7
Мужской журнал 06:01 06 авг 2018
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
2
Мужской журнал 09:01 25 янв 2022
Питерский профессор: Распад СССР оказался спасением России
Питерский профессор: Распад СССР оказался спасением России
66
Ваши новости 06:00 26 дек 2021
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
0
Авто-Тема 09:53 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства