Ночью с 3 на 4 июня 1989 года на железнодорожном перегоне Аша — Улу-Теляк неподалёку от Уфы из-за прорыва трубопровода на пути движения поездов скопилось большое количество легковоспламеняемой газобензиновой смеси. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов случайная искра спровоцировала сильнейший взрыв. Погибло почти 600 человек. Халатность, ужасающее совпадение, сломанные судьбы, кошмар и людское горе…
4 июня 1989 года — дата крупнейшей железнодорожной катастрофы в СССР. Два поезда №211 Новосибирск — Адлер и №212 Адлер — Новосибирск встретились в одной точке. Внутри поездов находилось (по официальным данным) 1370 человек, включая 383 ребенка. Однако отметим, что на детей до пяти лет билеты не продавались, а люди ехали семьями на отдых и с отдыха. В катастрофе трагически погибли талантливые юные хоккеисты школы «Трактор» 1973 года рождения – двукратные чемпионы СССР — из десяти мальчишек, выжил лишь один.
По официальным оценкам сила взрыва равнялась 300 тоннам в тротиловом эквиваленте. Взрыв уничтожил два поезда, встретившихся в роковом совпадении на 1710 километре Транссиба — выгоревшие и выгнутые дугой вагоны, рельсы, скрученные в узел и сотни сгоревших людей. Одиннадцать вагонов, сошедших с рельс, семь из которых выгорели до тла…
Трубопровод ПК-1086 Западная Сибирь — Урал — Поволжье, построенный в 1984 году планировался под транспортировку нефти, однако в последний момент его «перепрофилировали» под продуктопровод — транспортировку «широкой фракции легких углеводородов» — смеси пропана, бутана и более тяжелых углеводородов. Это была одна из первых ошибок на пути к катастрофе.
273 километра трубопровода (из 1852 километров общей длины) — проходили непосредственно около железной дороги и в некоторых местах трубопровод опасно сближался с населенными пунктами (участок 1428-го по 1431-й километр ПК-1086 прошел менее чем в километре от башкирской деревни Средний Казаяк), что является грубейшим нарушением безопасности.
Принятое решение о проведении земляных работ на 1431-м километре и работавшие там мощные экскаваторы, причинили механические повреждения и даже после окончания работ не была проверена изоляция и сохранность трубопровода на проводимом участке строительства.
Четыре года через узкую щель длиной 1,7 метра в окружающую среду вытекала пропаново-бутановая смесь — испарялась, смешивалась с воздухом и, будучи тяжелее него, скапливалась в низине, расположенной всего в 900 метрах от Транссиба.
Ужасен тот момент, что машинисты обращали внимание диспетчеров участка на сильный запах газа в районе 1710-го километра дороги, но диспетчеры не обращали внимания на жалобы. Также было отмечено падение давления в трубопроводе, но вместо того, чтобы проверить, с чем это связано, было принято решение увеличить подачу газа, для компенсации давления.
Моменты в роковой случайности — поезда Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск никак не могли встретиться в этой роковой точке ни при каких обстоятельствах, если бы следовали по расписанию. Однако технические причины задержали поезд №212, а 211 останавливался на станции из-за рожавшей женщины. Таким образом совокупность множества моментов, халатности и беспечности, немыслимое в своих кошмарах совпадение, привело к катастрофе.
Два опаздывающих поезда встретились на 1710-м километре Транссиба в 1:14 ночи, где в результате случайной искры от затяжного торможения (а быть может от выброшенного окурка) воспламенилось газовое озеро, и взрыв газа превратил дорогу, лес и два поезда в кромешный горящий ад.
В гигантском пожаре мгновенно сгорели более 250 человек. Точные цифры невозможно указать, т.к. в эпицентре взрыва температура достигала 1000 градусов и плавилось все. От многих пассажиров не осталось вообще ничего, многие, обожженные, умирали уже в больницах — туда было доставлено 317 человек. Люди погибали семьями, дети — целыми классами вместе с преподавателями, сопровождавшими их на отдых. Многим не оставалось ничего для опознания и захоронения. Около 700 человек получили различные травмы, многие остались инвалидами на всю жизнь.
По словам очевидца — милиционера, прибывшего одним из первых на место катастрофы — горело все — лес, рельсы, вагоны, люди. Милиционеры отлавливали бегающих как факелы людей и пытались сбить с них огонь.
Поразительным моментом является кортеж Горбачева и Рыжкова, выехавший на место катастрофы — на 6 часов были перекрыты все подъездные пути и многие семьи так и не застали своих умирающих родственников живыми. Еще не осевший от погибших пепел и 200 гектар леса сровняли мощнейшей техникой с землей, опасаясь эпидемии.
Трубопровод ПК-1086 был закрыт и демонтирован. Засыпанная низина была засажена новыми деревьями. В 1992 году был открыт мемориал и появилась новая платформа «1710-й километр», около которой останавливаются все электропоезда.
Обвинения в трагедии, после шестилетнего разбирательства, были предъявлены работникам строительно-монтажного управления, однако почти все отделались лишь минимальными, а то и вовсе условными сроками.
Катастрофа стала одной из самых крупных из трагедий, случившихся на закате СССР.
Комментарии (9)