Наши суеверные предки воспринимали христианство уж очень буквально. Перед иконами нередко ставили блины и масло — «кормили боженьку». Во время любовных утех отворачивали образа к стене.
Красный угол.
Если святой не исполнял просьбу, то его лик мог пострадать.«Боженьку за ноженьку, да об пол». Случаи битья икон наблюдал, в частности, немецкий географ Адам Олеарий, посетивший Московию в 1634 году. Некоторые, особо психованные русские в гневе могли порезать изображение и даже бросить в огонь. По сути, иконы заменили нашим предкам идолов. Христиане воспринимали их как одушевлённых существ. Да и современное целование образов в храмах, на мой взгляд, тот ещё пережиток язычества. Инфекций бы побереглись!
В 17 веке патриарх Никон приказал отобрать у москвичей иконы, писанные «на манер французов и поляков». У портретов святых расковыряли глаза и пронесли по улицам. Дело в том, что РПЦ всегда ориентировалась на Византию. И в плане рисования икон, и в переводе священных текстов. Но русские художники со временем начали подражать своим католическим коллегам из Европы. Так в домах появились «неправильные» иконы, что и взбесило Никона. Он запретил рисовать иначе, чем на греческий манер. Позже он устроил для «фальшивок» большой погребальный костёр.
Православная и католическая.
Случайность или нет, но в тот же год (1654 г.) Московию охватила чума. Погибли десятки тысяч людей, некоторые говорят о 700 000, но это явное преувеличение. И вот тогда народ припомнил Никону кощунство, люди даже помышляли пустить патриарха «в расход» за то, что навлек на всех мор. Ну да обошлось.
Крестьяне пытались с помощью икон остановить падёж скота. Для этого вокруг деревни носили образ святого Власия, который заменил у русских Велеса.Крестьяне пытались с помощью икон остановить падёж скота. Для этого вокруг деревни носили образ святого Власия, который заменил у русских Велеса.
Крестный ход.Дождь призывали с помощью иконы пророка Ильи, который «принял эстафету» у языческого Перуна. Доску с изображением этого святого опускали в воду. Св. Пантелеймон «предсказывал» будущее больного. Икону обливали водой и смотрели: если на ней оставалась часть жидкости, то участь хворого будет печальной. Также воду с икон давали человеку в качестве лекарства. Если больному было не помочь, всё равно давали, чтобы ускорить его переход в мир иной.
У постели больного мужа.Что интересно, практически каждая русская семья держала в церкви собственную икону. И, как правило, молилась только ей, не признавая «чужие». Даже если святой, изображённый на доске был тем же самым. Когда же славянам приспичивало погадать, то они чертили языческий круг, клали в центр икону «лицом вниз», а на неё — хлеб и соль.
Источник:
Комментарии (0)