Национальный музей Республики Адыгея в городе Майкопе. Если вы интересуетесь майкопской культурой бронзового века, то… вам будет на что там посмотреть, хотя все самые ценные из найденных там предметов и находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Всем хороши земли нашего солнечного юга, будь то Краснодарский край или, скажем, лежащая в центре него, республика Адыгея. И, конечно, все знают, что это и житница, и кузница, и «нефтяные поля», и санаторий соединенные в одном месте. Достоинства этих мест ценили и люди древних цивилизаций, бежавшие сюда по каким-то причинам с Ближнего Востока еще в эпоху меднокаменного века. С собой они принесли свои знания, обычаи, но также и свою керамику, и технологии металлообработки. Но самое главное для нас это то, что эти люди оказались еще и смелыми экспериментаторами, и не побоялись добавить в расплавленную медь различные присадки. А еще они были и достаточно наблюдательны и умны, чтобы увидеть и понять, насколько сильно это сразу же изменило свойства затвердевшего металла. И – вот именно так и появилась первая бронза, которая в ту пору представляла собой сплав меди отнюдь не с привычным для нас сегодня оловом, а… с ядовитым мышьяком! Оказалось, что этот сплав прочнее собственно меди, а главное – он обладает большей текучестью, поэтому из него легче отливать различные изделия.
Экспозиция музея оформлена очень современно.
Вот так и возникла здесь древняя культура бронзового века, получившая название Майкопской, причем назвали ее так не в честь столицы республики Адыгеи, а… по Большому Майкопскому кургану, раскопанному в этих местах еще в 1897 году археологом Н. И. Веселовским. Раскопав курган, профессор Веселовский нашел под ним богатейшее захоронение сразу трех человек: жреца (или вождя) и двух его «сопровождающих», предположительно женщин.
Дольмен. Ну если уж он есть в экспозиции ГИМа, то как его может не быть здесь?!
Вряд ли будет преувеличением сказать, что погребение было прямо-таки переполнено золотыми и серебряными предметами, поскольку количество их действительно очень велико. Так, голову главного погребенного украшала золотая диадема, а все его тело покрывали 37 крупных золотых пластинок, изображающих львов, 31 пластинка, изображающая более мелких львов, 19 мелких быков, 10 двойных пятилепестковых розеток, 38 золотых колец, и судя по их положению, все это было нашито на его одежду! Здесь же нашлось множество золотого бисера и бусин разной величины и формы из золота, сердолика, и бирюзы. Здесь же у стены рядком лежали 17 сосудов: два золотых, один из камня, но с накладным золотыми горлышком и такой же крышкой, и 14 из серебра. Причем у одного из них были золотыми ручки-ушки, а другого — с золотой ободок в основании шейки. Здесь же нашли и две золотые и две серебряные фигурки бычков, оказавшиеся одними из самых древних изделий подобного рода на земле!
Вот они – золотые бляшки-нашивки из Майкопского кургана!
Внутри погребальной камеры было найдено множество всякой утвари, включая и древнейшее на планете металлическое ведро, разнообразное
А вот это тот самый золотой бычок. В спине у него есть отверстие, так что можно предположить, что его надевали на какой-то длинный стержень или же такие бычки служили украшением для стоек навеса из ткани.
Затем уже в 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище Клады, невдалеке от станицы Новосвободной, раскопал еще два кургана майкопской культуры, с каменными гробницами и богатым похоронным инвентярем, содержащим золотые и серебряные украшения, котлы для приготовления пищи, посуду, оружие и орудия труда.
Серебряный сосуд с изображением шествия зверей.
А уже в XX в. в этом же месте была найден еще одна каменная гробница, в которой стены были покрыты уникальной красно-черной росписью с изображением фигур людей, скачущих лошадей, а также луков и колчанов со стрелами. Интересно, что кроме богатых захоронений здесь были обнаружены и погребения лишь с очень небольшим количеством положенных вещей, а то и совсем без них. Ну, а к настоящему времени на территории к югу от Таманского полуострова и до Дагестана учеными открыто уже около 200 памятников, принадлежащих майкопской культуре, включая и большую группу ее поселений в бассейне реки Белой и по течению реки Фарс южнее Майкопа, расположенных в предгорной и нагорной частях Адыгеи. Одно из них, возле хутора Свободный, было окружено мощной каменной стеной шириной четыре метра, к которой изнутри примыкали саманные постройки. Однако большая часть огражденной территории застроена не была, и можно сделать вывод, что туда в случае угрозы вражеского нападения загоняли скот. Судя по найденным костям, жители поселения разводили коров, свиней и овец.
То есть территория распространения майкопской культуры была очень обширной – это и равнины, и предгорья Предкавказья, начиная от Таманского полуострова и до границ современной Чечни, и все западное побережье Черного моря.
Самое интересно в этой культуре, видимо то, что майкопцы эпохи бронзового века, были не только прекрасными мастерами по металлу, но и умели с выгодой вести торговлю. В степях Причерноморья именно их бронзовые изделия заменили прежние медные, поставлявшиеся туда ранее из Балкано-Карпатской металлургической провинции, а подражания им встречаются на огромной территории вплоть до Алтая. Причем нужную им бирюзу и лазурит они получали из Ирана и Афганистана, то есть у них там были надежные торговые партнеры.
Реконструкция каменной гробницы, в которой стены были покрыты уникальной красно-черной росписью с изображением фигур людей, скачущих лошадей, а также луков и колчанов со стрелами.
Нужно подчеркнуть, что открытие майкопской культуры, как, впрочем, и многих культур бронзового века, стало возможным исключительно благодаря раскопкам древних могил. Ну а те, как оказалось, отличались от всех прочих богатством бронзовых изделий и характерной формой. Встречались они и в других погребениях – начиная с правобережья Дона и далекой Сирии, и от Восточной Анатолии до не менее далекого Западного Ирана, что только подтверждает мнение ученых о древних майкопцах, как о хороших торговцах.
Бусы из золота, сердолика и бирюзы.
Что касается руды, для своих изделий, то ее они брали неподалеку, здесь же на Северном Кавказе, где были собственные меднорудные месторождения. Поэтому жившие к северу от Кавказских гор племена не только ни коим образом не зависели от ее импорта с Ближнего Востока, но и металл Закавказья им также был не нужен. Хотя, и технологические приемы работы с металлом, и даже сам художественный стиль майкопских изделий – все это возникло не здесь, а на Ближнем Востоке в конце IV—первой половине III тыс. до н. э. Показателен и уникальный состав их металла – искусственно созданные сплавы меди с мышьяком и даже с никелем. То есть мышьяк этот не попал в них случайно из руды, а был намеренно введен во время плавки, чтобы получить металл с новыми, ранее не присущими ему свойствами. Эти сплавы отличаются хорошими литьевыми качества и хорошо куются. Поэтому майкопские мастера широко использовали такие технологические приемы, как литье по восковым моделям, ковку мышьяковистых бронз с последующим отжигом, и даже инкрустацию бронзы золотом и серебром, а также покрытие одного металла другим. Например, посуду из чистой меди и сплава меди с мышьяком покрывали оловом (то есть занимались ее лужением), изделия из медно-серебряного сплава серебрили под чистое серебро, а вот свое оружие покрывали мышьяком!
Предметов, найденных в погребениях майкопской культуры много, и они весьма разнообразны. Это и орудия труда, начиная от топоров и до тесел, и оружие, включавшее опять-таки топоры, но только уже военные, с более узкими топорищами, ножи-кинжалы с ребрами и долами на клинке и как с черенками, так и без них. Заметной особенностью клинкового оружия является закругленной на конце, а не заостренный клинок. Наконечники майкопских копий были черешковыми, с длинными шейками. Свои бронзовые котлы (которые использовались для варки мяса) и другую посуду майкопцы украшали давленным орнаментом, аналогичным штампованному рельефу на керамике. Весьма характерной находкой являются крюки… двурогие, реже однорогие, с помощью которых это мясо из котлов извлекалось. Нашли также и один единственный черпак с длинной ручкой. А вот бронзовых украшений в погребениях майкопцев почему-то не найдено, и это необъяснимо, поскольку украшений из золота и серебра в богатых погребениях находят обычно очень много. Причем, стиль этих украшений является чисто ближневосточным, а их аналоги находят и в Месопотамии, и в Египте, и даже… в легендарной Трое!
Большой бронзовый котел для варки. Экспозиция ГИМа.
Керамика майкопской культуры также очень интересна. Она также сохранила, сохранила облик своих ближневосточных предшественников и также, как и они выделывалась без применения гончарного круга Сосуды были самые разнообразные по форме, но при этом имели тщательно заглаженную поверхность охристо-желтого, красно-оранжевого, и серого цвета. В тех случаях если применялось покрытие ее ангобом или лощение, то цвет поверхности мог быть и красным, и черным. Археологам очень повезло найти гончарную печь и домашние очаги, имевшие сплошные глиняные бортики. Так что их устройство нам известно.
Интересно, что, имея столь развитую металлургию, майкопцы, как, впрочем, и другие народы бронзового века по-прежнему широко применяли орудия из камня. Например, каменными были их наконечники для стрел ромбовидной формы с ретушью по краям и листовидные кремневые кинжалы с пильчатыми краями. Известны и принадлежавшие этой культуре сверленые каменные топоры. Но здесь мы видим, что теперь они подражают бронзовым топорам, а не наоборот. А еще миниатюрность этих поделок из камня наводит на мысль, что их применяли в кузнечно-ювелирном деле (например, для чеканки) или в каких-то ритуальных целях.
Сейчас на месте, где находился этот курган установлена каменная плита с надписью следующего содержания: «Здесь находился знаменитый в мировой археологии Майкопский курган "Ошад", раскопанный в 1897 г. профессором Н.И.Веселовским. Сокровища из Ошада — часть культуры племен Кубани 2500 г. до н.э.» Памятник этот стоит в Майкопе на пересечении улиц Подгорная и Курганная.
Главным видом майкопских погребений были курганы, высотой от одного метра до 6—12 м, причем, как земляные, так и каменные. Сама могила обычно представляет собой прямоугольную яму, вырытую в земле, в которую погребаемого укладывали на боку, с пожатыми к животу коленями, и посыпали красной охрой. Затем могила засыпалась землей или забрасывалась камнями, а поверх нее насыпался курган. То, что в богатых погребениях много изделий из золота и серебра, говорит о том, что, то есть для упокоения своих соплеменников, в особенности с высоким общественным статусом, древние майкопцы этих металлов не жалели.
Автор:В.Шпаковский
Комментарии (0)