По мотивам этого массового жертвоприношения. Фото: Самсон Гётце, Моника Серрано, NGM Staff&
Человеческие жертвоприношения были распространены по всему миру в разные периоды времени. Однако, одно такое жертвоприношение заставляет стынуть кровь в жилах: останки 269 детей со следами ран были обнаружены на севере Перу.
На месте нынешней деревушки Уанчакито 500 лет назад было расположено ритуальное кладбище, которое нашли археологи в 2011 году. Захоронения в нем разделены на 2 части. Всего было похоронено 269 детей возрастом 5-14 лет и 3 взрослых. Все они были убиты в ходе проведения страшного ритуала, возможно, единственного в своем роде.
Раскопки ужасающего кладбища. Фото: Роберт Кларк
Какие события заставили людей пойти на столь ужасающий шаг?
Ученые и ранее находили доказательства массовых жертвоприношений, чаще всего это были либо военнопленные, либо люди, следующие в мир иной за скончавшимся вождем. Библейские книги упоминают о детских жертвоприношениях, но археологам известно немного подобных свидетельств. Ранее самым масштабным детским жертвоприношением считалось таковое в главном храме Теночтитлана: там было убито 42 ребенка в 15 веке.
В 2011 году археолог Габриэль Прието начал работать на пустыре близ пиццерии в деревне Уанчакито: ее владелец сообщил, что его дети вместе с собаками начали находить кости, торчащие из песка. Вначале археолог думал, что здесь некогда было забытое кладбище. Однако, когда Прието раскопал останки нескольких детей и получил результаты радиоуглеродного анализа, которые утверждали, что останки датированы 1400-1450 годами, он понял, что имеет дело с гораздо страшным захоронением.
Чиму принесли в жертву сотни детей и лам на территории современных Пампа-ла-Крус и Уанчакито-Лас-льямас.
На этой территории в указанный период существовала культура чиму. Однако, найденные захоронения совершенно нехарактерны для этой культуры: чиму хоронили своих покойников в сидячем положении, в этих же захоронениях дети либо лежали на спине, либо на боку. Различия на этом не закончились: у детей не было никакого погребального инвентаря и украшений, но рядом с каждым ребенком покоилась молодая лама.
Ламы являлись не только источником мяса и шерсти, но и использовались, как средство перевозки различного рода грузов. Они были чрезвычайно ценны для культуры чиму. И последнее обстоятельство: на грудинах и ребрах детей и лам сохранились следы резаных ран, а это значило, что им рассекли грудину, затем, скорее всего, вытащили сердце. Никаких лишних надрезов, «проб ножа» и прочего, все раны однотипны и нанесены с высокой точностью. Все указывало на ритуальное убийство.
Что же заставило людей культуры чиму убивать своих детей? Собственно, о культуре известно не так уж много: никаких письменных свидетельств они не оставили. Благодаря археологическим находкам и испанским текстам можно немного узнать о культуре, но никаких указаний на то, что чиму практиковали ритуальные убийства детей в таких масштабах.
Фото: Роберт Кларк
Подсказку дала природа, точнее, ил, в котором находились захоронения. Оказалось, что в тот период шли затяжные дожди. Это фатально повлияло на культуру чиму, чье население жило за счет рыболовства и оросительных систем. В связи с этим, вожди и жрецы в отчаянии могли совершить подобное жертвоприношение, чтобы умилостивить богов – отдать им все самое ценное, ведь, что может быть ценнее будущего?
Из века в век по вине Эль-Ниньо (колебание температуры воды океана, влияющее на климат) на западное побережье Южной Америки обрушивались ливни, приводившие к наводнениям. Но империя чиму сложилась во время необычайно долгого и стабильного сухого периода – так называемого средневекового климатического оптимума. С его окончанием начались беды чиму.
К 15 веку судьба империи чиму висела на волоске. Разрушительные ливни, возможно вызванные Эль-Ниньо , а также угроза вторжения инков могли толкнуть правителей чиму на отчаянные, но, все же, напрасные меры.
Жертвоприношение было тщательно продумано, хоть и требовалось действовать в кратчайшие сроки, чтобы «унять» дожди. Из государственного стада были отобраны молодые ламы по возрасту и цвету шерстки: в захоронениях встречаются только темно- и светло-коричневые ламы. Всего было обнаружено 466 лам.
В испанских текстах говорится, правда, про инков, о том, что у них были определенные цветовые предпочтения для жертвенных лам. Возможно, таковые были и у чиму.
Каким же образом были отобраны для страшного ритуала дети пока не ясно. Убиты были как мальчики, так и девочки. Изучив останки, ученые пришли к выводу, что это были дети, растущие в заботе: никаких признаков недоедания, либо болезней не обнаружено. Изотопный анализ зубов показал, что дети были привезены из разных уголков империи.
Из каких слоев населения были дети? Без погребальной утвари тяжело ответить на этот вопрос. Забирали детей насильно, либо родители отдавали свое будущее добровольно в связи с надвигающейся катастрофой? На эти вопросы пока нет ответа.
Следы, сохранившиеся в иле, указывают на длинную процессию, двигающуюся к месту жертвоприношения. Отпечатки множества маленьких ступней и копыт говорят о том, что детей и лам убили на том самом месте.
Возможно, вели эту страшную процессию две взрослые женщины, которые были убиты там же, ударами по голове. Недалеко от них археологи обнаружили останки крепкого мужчины, который лежал под грудой камней. Скорее всего, это был палач.
Медный нож, которым палач рассекал грудину ребенка.
Умилостивило ли богов это жертвоприношение? Навряд ли. Через несколько лет к границам империи чиму подошли инки. Столица, Чан-Чан, в конце концов падет под натиском армии инков около 1470 года.
Комментарии (9)