В самом сердце гор Северного Урала есть таинственное место — хребет Мань-Пупу-Нер (Маньпупунёр). Горой Малых Богов называют его кочующие здесь оленеводы народности манси.
И это название не случайно. На ровной поверхности хребта возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна напоминает окаменевшую женщину, другая — льва, третья — умудренного старца с поднятой рукой.
Туристы из разных городов России спешат повидать знаменитых печорских «болванов» и торопливо проходят мимо одиноко стоящей высокой конической вершины горы Койп. По-вогульски Койп — это барабан. Одна из легенд народа манси связывает эту вершину с ее знаменитыми соседями.
Некогда семь великанов-самоедов шли через горы и Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Когда они поднялись на хребет Мань-Пупу-Нер, их вожак-шаман увидел перед собой священную юру вогулов Ялпингнер. В ужасе бросил шаман свой барабан, который превратился в гору Койп, а сам он и его спутники застыли в страхе п стали каменными болванами.
Но существует и другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, но гораздо реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных болванов. Но если посмотреть на нее с небольшого безымянного хребта, расположенного к западу, то отчетливо увидишь лежащую на спине женщину с резкими чертами лица.
Это окаменевшая шаманша, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, когда-то почитаемого всеми народами севера — Золотую Бабу. Когда золотой идол перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его хозяйкой, захотела задержать Золотую Бабу.
Страшным голосом закричал идол, и умерло от страха все живое на много верст кругом, а самонадеянная шаманша упала навзничь и обратилась в камень.
О криках, которые издает Золотая Баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Вот, например, что писал итальянец Александр Гваньини в 1578 г.: «Рассказывают даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев наподобие трубного».
К ее крикам мы вернемся ближе к концу рассказа, а пока о другом. Принято считать, что Золотая Баба — языческий идол народов, населявших обширную территорию от Северной Двины до северо-западных склонов Уральских гор. Эта территория в разные времена называлась по-разному — Биармией, Югорской землей, Великой Пермью.
Первые упоминания о так называемой Золотой Бабе в исторических документах появились более тысячи лет назад в исландских и скандинавских сагах, повествующих о походах викингов за Золотой Бабой в 820, 918 и 1023 гг.
За тысячу лет Золотая Баба «совершила путешествие» от берегов Северной Двины до берегов Оби. Как утверждают исследователи, она проделала столь фантастический маршрут потому, что ее все время приходилось спасать — либо от грабителей-норманнов, либо от воинствующих христианских проповедников. Но где родина идола, откуда появился он в древней Биармии, Югре и Перми и куда он исчез в конце XVI в., — неизвестно.
Как пишет в статье «Где она, Золотая Баба?» Борис Воробьев, все имеющиеся описания идола подводят к тому, что он «не является произведением мастеров древней Перми, поскольку, во-первых, по своему облику резко отличается от языческих божеств северных народов, к коим относились и югра, и вогулы, и остяки; а во-вторых, создание подобной металлической скульптуры было невозможно из-за отсутствия у югорских племен соответствующей технологии» («Техника — молодежи», 1997, № 11).
О Золотой Бабе написано множество статей и книг. Основными же источниками, к которым обращаются те, что пытаются разгадать ее тайны, являются следующие документы: сочинение основателя. Римской академии Юлия Помпония Лета (1428—1497) «Комментарии к Флору», «Трактат о двух Сарматиях» польского историка и географа Матвея Меховского (1457—1523), «Записки о московитских делах» австрийского барона Зигмунда фон Герберштейна (1486—1566). В русских документах первое свидетельство о Золотой Бабе содержится в новгородской Софийской летописи, и относится оно к 1398 г.
Оказывается, золотой идол имел множество имен: Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Медная Статуя, Золотая Владычица, Золотая Женщина, Злата Майя.
Внешний облик Золотой Бабы тоже, по описаниям, очень разный: то стоящая женская статуя, то женщина с рогом изобилия, то Минерва с копьем в руках, то сидящая женщина, очень напоминающая Мадонну, с ребенком на руках, то сидящая нагая женщина и тоже с ребенком.
В России еще одним письменным упоминанием о ней является Новгородская летопись 1538г. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте христианские храмы. В летописи сказано, что сеял Стефан в Пермской земле веру Христову среди народов, которые прежде поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.
В конце XV в. московские воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый попытались найти Золотую Бабу. Когда стало известно, что идол перенесли на азиатскую часть континента, Курбский и Ушатый во главе четырехтысячной рати перевалили через Урал и приступили к поискам его капища. Было захвачено много югорских селений и обыскано немало потаенных мест, но ни идола, ни храмовых сокровищ найти не удалось.
В 1582 г., почти через 100 лет после похода Курбского и Ушатого, след главного божества Пермяцко-Югорской земли наконец-то отыскался. Осенью того же года казаки три дня безуспешно штурмовали так называемый Демьянский городок в низовьях Иртыша.
Когда они уже было решили отложить наступление, объявился перебежчик, который сообщил, что в городке находится идол, сделанный из чистого золота. Услышав об этом, предводитель казаков Богдан Брязга приказал продолжить штурм. Городок был взят, но трофея там не оказалось: служители кумира ухитрились выбраться из окружения и унести его с собой. Брязга с отрядом бросился по следам исчезнувшего идола. В мае 1583 г. казаки были уже на Оби, в местности, называемой Белогорьем.
Здесь находилось священное для аборигенов-остяков мольбище Золотой Бабы, защищенное своего рода заклятьем, согласно которому всякий, нарушивший покой великой богини, должен был умереть. Несмотря на все запреты, казаки тщательно обыскали мольбище, но Золотой Бабы так и не нашли. Каким-то таинственным образом она вновь исчезла. Возвращаясь из похода, казаки попали в засаду и все погибли. Быть может, сбылось заклятье?!
Спустя некоторое время пропавший из Белогорья идол объявился в бассейне реки Конды, левого притока Иртыша. К его капищу, как это бывало и раньше, потянулись все окрестные племена. Божеству несли богатые подношения в виде соболиных шкурок и заморских тканей, приобретенных на торгах обширной Пермяцко-Югорской земли.
В начале XVII в. найти Золотую Бабу попытался миссионер Григорий Новицкий. Он собрал интересные сведения о святилище, где тайно хранился кумир и куда имели право входить лишь вождь племени и шаман. Кроме этих сведений, Новицкому больше ничего узнать не удалось.
Через сто лет следы Золотой Бабы вроде бы обнаружились на реке Северная Сосьва, впадающей в Обьс левой стороны. По предположению современных исследователей, местонахождение идола отодвинуто еще дальше — на Таймыр, в горы Путорана.
В конце XX в. по-прежнему предпринимались попытки найти Золотую Бабу. Последние сведения о ней относятся к лету 1990 г. Их доставила этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН, побывавшая в Ханты-Мансийском автономном округе. Там и по сей день живет небольшое количество северных хантов, которые, по преданиям, отвечали за неприкосновенность Золотой Бабы.
В 1933 г. в этих краях началось раскулачивание. Органы НКВД арестовали шамана и выведали у него путь к святилищу. Однако ханты, защищая святыню, оказали чекистам вооруженное сопротивление. В результате погибло четверо сотрудников НКВД, что повлекло незамедлительные репрессии: практически все взрослые мужчины клана были уничтожены, а многие дети, старики и женщины вымерли за зиму, поскольку охотиться и добывать пропитание они практически не могли — ружья были конфискованы. Даже и теперь, по прошествии стольких лет, оставшиеся в живых ханты с неохотой рассказывают о прошлых событиях и просят не называть их фамилии.
Что касается Золотой Бабы, хранившейся в святилище, то она исчезла. Есть предположение, что ее переплавили. Однако члены экспедиции рассказали об одном интересном факте: в краеведческом музее Ханты-Мансийска хранится немало экспонатов, на которые ранее не было музейного паспорта. Как выяснили члены экспедиции, эти вещи поступили из хранилища местного управления КГБ. Отсюда возникает еще один вопрос: если Золотая Баба была не золотая, не пребывает ли она в настоящее время в каком-нибудь спецхране?
По поводу же вопроса, откуда появилась золотая статуя на Пермской земле, мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплое предполагает, что золотую статую могли унести из горящего разграбленного Рима в 410г. нашей эры во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя, принесенная из далекого южного города, стала идолом северного народа.
Верховную богиню угров знали под разными именами. Эта прародительница рода людского наделяла новорожденных душами. Угры считали, что души иногда принимают облик жука или ящерицы. В ящеровидное существо могла обращаться и сама их божественная повелительница. И это весьма примечательный факт ее «биографии».
Замечательные сказы Бажова описывают Хозяйку Медной горы. Владычица подземных кладовых Урала часто появлялась перед взором людей в виде огромной ящерицы со свитой из разноцветных ящерок.
Хозяйка предстает перед нами прежде всего как обладательница медных руд и малахита. Сама она носила малахитовое платье, и звали ее Малахитница. Идол Золотой Бабы, от которого произошла сказочная Хозяйка Медной горы, был медным. Зеленое же платье появилось потому, что от времени медь покрывается зеленой окисной пленкой. Короткой строкой Древняя богиня Белогорья была позеленевшей от времени медной статуей. Становится понятным, почему летописец умолчал о материале кумира и не стал называть его Золотой Бабой. В сказках находим воспоминание и о золотом Русском Боге. На Урале знали золотого Великого Полоза, то есть Великого Ужа. Уж жил под землей и мог принимать облик как змея, так и человека. Это существо обладало властью над золотом.
Сегодня среди жителей Урала живет легенда об Ялпын-Уе, гигантском змее, до сих пор иногда появляющемся «на людях», этакой мансийской анаконде. Может, это связано с легендой о Золотой Бабе?
Ключ к разгадке таинственного облика дают бажовские сказы. В них Золотой Полоз — золотой человек с бородой, свитой в такие тугие кольца, что «не разогнешь». У него зеленые глаза, а на голове шапка с «красными зазоринами». Но ведь это почти точно изображение зеленоглазого Осириса!
Борода египетского бога убиралась в узкий тугой пучок. Такая же борода была и у подражавших ему фараонов. Достаточно вспомнить знаменитые личины Тутанхамона с его золотых саркофагов, чтобы понять, как выглядели кольца на бороде золотого человека. Шапка с «красными зазоринами» «пшент» — бело-красная корона объединенного Египта.
Женой и сестрой Осириса была зеленоглазая Исида — богиня плодородия, воды, магии, супружеской верности и любви. Она покровительствовала влюбленным. Точно также и уральская богиня — богиня вод, тесно связанная с темой любви и супружеской верности.
Значит, образ зеленоглазой Хозяйки Медной горы восходит к Исиде? Сегодня можно сказать, как выглядела медная статуя египтянки. Вспомним, что Золотую Бабу изображали в виде Мадонны. Образ Богородицы с младенцем Иисусом возник под влиянием скульптур Исиды с младенцем Гором. Один из таких идолов хранится в Эрмитаже. Обнаженная Исида сидит и кормит своего сына грудью. На голове богини корона из змей, солнечного диска и коровьих рогов.
Египетские мифы помогают многое понять в наших сказах. Вот, например, волшебная зеленая пуговка. Горнозаводской Танюше ее подарила Хозяйка Медной горы, посредством подарка девушка общалась со своей покровительницей. У египетских богов имелось чудесное око Уаджет («зеленое око»). Оно также обеспечивало владельцу защиту и покровительство.
Исида-Хатхор была хранителем Ока и его воплощением. Исиду сами египтяне звали Исет. Рядом с Гумешками берет исток Исеть — «река Исиды»? По этой реке уральская медь поступала в лесное Зауралье. Название местечка Сысерти, возможно, произошло от систра, древнеегипетского музыкального инструмента.
Таких параллелей здесь великое множество...
О том, что Золотая Баба — Исида, говорил еще старый автор Петрией (1620 г.). Но ему никто не поверил. Слишком удивительным казалось появление египетских веяний в Сибири... Но это отдельная большая проблема.
По преданию, металлическая Золотая Баба будто бы упала с неба. А может быть, действительно упала? Такую версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая Баба — это робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами.
В течение некоторого времени Золотая Баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать инфразвуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.
Где же находится сейчас идол или поломанный робот ? В качестве последнего пристанища Золотой Бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр.
Гора Отортен
Но, может быть, идол со страшным, убивающим наповал голосом находится значительно ближе. И скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Такое предположение логичнее, если верить легенде, что на Отортене «кричала» Золотая Баба.
Так или иначе, охота за Золотой Бабой продолжается: одни ищут бесценную историческую реликвию, другие — золото, третьи — кладезь инопланетной технологии. Из книги "100 великих исчезновений"
Комментарии (1)