Президент России В. Путин рассматривает статуи греческих куросов в музее Акрополя в Афинах, 2001 год. Фото: kremlin.ru
— Как было любезно со стороны месье Ван Гога — подписываться только именем! Для меня это экономия времени.
Папаша Боннэ, подделывая подпись Ван Гога. Кинокомедия «Как украсть миллион»
Технологии
Вот она, Венера Челлини из фильма. Правда, реально такой скульптуры он не создавал, но ведь это же фильм…
В качестве примера подобной работы мы возьмем реально имевший место случай, произошедший еще в 1984 году. Можно было бы найти примеры и посовременней, но тут важно показать, каким образом это делалось уже тогда. Потому что сегодня наука ушла еще дальше.
В тот год музею Дж. Поля Гетти в Малибу, штат Калифорния, предложили купить античную статую юноши-атлета (куроса), изготовленную из мрамора. Статуя имела высоту более двух метров и прекрасно сохранилась, несмотря на то, что было ей более 2500 лет. Проблема возникла из-за того, что искусствоведам она была неизвестна, так как находилась в одном из частных собраний в Швеции. Газеты докопались, что за куроса его хозяин запросил от 8 до 12 млн. долларов, то есть исключительно большую сумму для совершенно неизвестной статуи.
Папаша Николь стирает грунтовку с полотен конца XIX века, чтобы нанести потом ее на свои полотна и говорит, что без этого нет аромата подлинности…
— Не думаю, что Ван-Гогу его картины стоили такого упорного труда.
— Так он же был Ван-Гог.
— Всё это так, но ведь известно, что за всю свою жизнь он продал всего одну картину. А твой отец для увековечения его трагического гения продал уже две
Марион Тру, хранитель музея отдела древностей, пригласил осмотреть ее искусствоведов, и те в большинстве своем сочли ее подлинной. Но были и те, кто в подлинности ее усомнился, мотивируя свое мнение тем, что у статуи имеются стилистические отклонения от всем известных образцов. И что-то уж очень хорошо она сохранилась! Тогда ее осмотрели в ультрафиолетовых лучах, что позволило найти больше подозрительных особенностей. Обычно древние изделия из мрамора в ультрафиолетовом свете имеют янтарный оттенок с некоторыми фиолетовыми вкраплениями. В то время как у этой фигуры оттенок был светло-фиолетовый, обычно характерный как раз для современных изделий. Естественно, что платить миллионы за подделку никто не собирался, поэтому работники обратились к ученым.
Доктор Бауэр приезжает, ну а папаша Боннэ только что подписал страховку на свою Венеру. Теперь обман обязательно раскроется и будет неслыханный скандал!
Пригласили Стэнли В. Марголиса, который занимался исследованиями более года. Причем ему даже разрешили высверлить из статуи керн чтобы взять для анализов небольшие пробы камня. До тех пор еще ни одну из мраморных скульптур не подвергали столь скрупулезному научному анализу, зато сегодня подобные научные методы выявления подлинности скульптур из мрамора применяются во всех крупных музеях мира.
А тем временем Венеру под охраной полиции везут на выставку в музей!
До этого, чтобы отличить поддельный артефакт от подлинника, эксперты изучали стиль скульптуры и использовали метод сравнительной иконографии. Ну а о возрасте скульптуры судили по ее поверхностному слою, так называемой патине. Причем мрамор оказался весьма устойчивым к выветриванию, так что следы старения и воздействия окружающей среды на нем невооруженным глазом бывает невозможно. Однако спрос на «антики» со временем привел к тому, что поддельные скульптуры стали закапывать на пастбище, где паслись коровы, а также специально старить их поверхности парами кислоты.
Николь в раздумье. Впрочем, ей идет даже нахмуренный взгляд, и немудрено, что Саймон Дермот в нее влюбляется по уши…
— Почему вы хотите украсть именно эту статуэтку?
— Уж не думаете ли вы, что я могу украсть что-нибудь чужое?
— Это я упустил из виду. Может, украдём её, когда она вернётся домой?
В то же время геохимики имеют богатый опыт по части изучения свойств мрамора и такой породы, как известняк, который, как известно, под воздействием высоких температур и давления превращается в мрамор. Благодаря изучению пород, добытых при помощи бурения со дна океана, удалось датировать и ледниковые периоды, и многое узнать для реконструкции тех природных условий, при которых, например, на нашей планете произошло вымирание динозавров.
Проблема у охраны всегда одна и та же. Бдительность ее со временем притупляется…
Существует множество видов анализов, которые позволяют «разговорить» даже самый «молчаливый» камень. Например, соотношения устойчивых изотопов углерода и кислорода в образцах мрамора и известняка, как оказалось, изменяются в зависимости от их происхождения. Изотопный анализ дает возможность выявить изменения, обусловленные выветриванием либо захоронением в почве. Микроскопический анализ кусочка мрамора в поляризованном свете выявляет неоднородности в его структуре, а измеряя длину волны рентгеновских лучей, испускаемые образцами во время облучения, можно легко определить даже самые ничтожные концентрации в них примесных элементов. Вот почему, кстати, использовать для подделки камень из каменоломен, равно как и древесину с бумагой, после 1945 года стало крайне проблематичным делом… Уж очень много всякой радиоактивной дряни попало с той поры в атмосферу, а зафиксировать все эти техногенные элементы очень легко.
Ну кто бы мог подумать, что воровка скульптуры – вот эта уборщица?!
Курос, о котором шла речь, был высечен из доломита — очень устойчивого к воздействию природных условий типа мрамора, около 540 и 520 гг. до н. э. Сама статуя состояла из семи частей и имела высоту 206 см.
С разрешения владельца их нее высверлили колонку диаметром 1 см и длиной 2 см ниже правого колена, где уже в давние времена образовалась небольшая трещина. Колонку распилили на тонкие слои и начали рассматривать их в электронный микроскоп. Другие пробы проводились при помощи масс-спектрометра. Применялись также методы рентгеновской дифракции и флуоресценции, чтобы определить в них содержание примесей и инородных вкраплений.
Саймон Дермон наставляет папашу Боннэ на путь истинный:
— Феноменально способный мальчик! Он меня так твёрдо поставил на истинный путь, что ни заблудиться, ни вернуться обратно
Прежде всего выяснилось, что мрамор, из которого был сделан курос, — это практически чистый доломит (или кальциево-магниевый карбонат), то есть более редкая разновидность мрамора, чем мрамор, который состоит из кальцита (карбоната кальция). Он и более прочен, и устойчив к выветриванию, вследствие чего эта статуя, видимо, столь хорошо и сохранилась.
А это вот как раз и есть тот самый курос из музея Поля Гетти, о котором идет речь. Кстати, а что такое куросы вообще? Это фигуры обнаженных юношей с улыбкой на устах и в статичных позах, характерные для греческой скульптуры периода 650—500 гг. до н.э. Коры, аналогичные скульптуры женского пола, всегда изображались одетыми в складчатые хитоны
По химическому составу удалось найти место, где был добыт этот мрамор: древние карьеры на мысе Вафи на острове Фасос, старейшие среди тех, где доломитовый мрамор добывали с незапамятных времен. Ну а историкам, как оказалось, было известно, что именно на острове Фасос находилось производство куросов большого размера. Вот только вопрос о подлинности это не решило, потому, что мрамор на этом самом острове добывают и по сей день.
Тогда поверхность статуи рассмотрели в сильный оптический микроскоп и выяснили, что она покрыта тонким слоем коричневой патины, состоящей из железных окислов, глинисто-почвенных минералов и даже включений окислов марганца. Кроме того, наиболее выветрившаяся поверхность куроса покрывал стой кальцита толщиной 10-50 мкм. Исследования были проведены в Калифорнийском университете, но затем продублированы в Институте сохранения памятников культуры в Марина-дель-Рей в Лос-Анджелесе.
Курос из Национального археологического музея в Афинах. Высота 1,94 м. Ок. 530 г. до н.э.
И вот этот-то и стало главным аргументом в вопросе о древности статуи. Даже в современной лаборатории превратить частицы доломита в кальцит на поверхности двухметровой статуи совершенно немыслимо. К тому же в «свежем» доломите и слое кальцита были бы непременно обнаружены такие элементы, как стронций, марганец и др. А они были в слое кальцита, но совершенно отсутствовали в слое доломита! То есть было доказано, что кальцитовый слой на статуе образовался естественным путем.
Курос из Метрополитен-музея в Нью-Йорке
На основании этих данных ученые сделали вывод, что слой кальцита на интересующем музей куросе стал следствием выветривания, которому статуя подвергалась на протяжении многих-многих веков.
Однако сотрудникам музея Гетти всего этого показалось мало и они провели детальное сравнение статую с 200 другими статуями куросов, которые дошли до нас полностью или частично, и оно тоже подтвердило его древность. Так, после 14 месяцев кропотливых исследований подлинность куроса была доказана. Музей наконец-то решил его купить. Уже осенью 1986 года ее выставили в музее, причем защитили ее от подземных толчков сложной системой тросов и пружин, сделанных к тому же из нержавеющей стали.
Мраморная статуя из Художественного музея в Вене. Теперь нет уже никакой проблемы с тем, чтобы установить подлинность этого артефакта!
Ну а сегодня для успешного анализа античных мраморных скульптур достаточно всего лишь пробы с булавочную головку размером, взятую с такого места на скульптуре, где самый искушенный знаток этого «изъятия» даже и не заметит.
Использованная литература:
Стэнли В. Марголис. Установление подлинности античных мраморных скульптур с помощью геохимических методов. Scientific American. Издание на русском языке. 1989. № 8. С. 66-73. Автор:
Комментарии (0)