То что нужно настоящему мужыку!

Катастрофа Ил-18В под Южно-Сахалинском в сентябре 1964 года

Ил-18В борт СССР-75531 2 сентября 1964 года должен был выполнить внутренний рейс 721 из Москвы в Южно-Сахалинск с промежуточными посадками в Красноярске и Хабаровске. В Красноярске произошла смена экипажа. До Хабаровска и Красноярска рейс 721 долетел без происшествий.

В 20:00 по местному времени Ил-18 вылетел из Хабаровского аэропорта и после набора высоты занял эшелон 6000 метров, летя над облаками. На борту находились 84 пассажира, в том числе 17 детей.

При входе в зону аэропорта Хомутово (Южно-Сахалинск) экипаж приступил к снижению. В это время небо над Южно-Сахалинском было затянуто облаками, видимость составляла 10 километров. В 21:05 экипаж связался с диспетчером и доложил, что вышел из облаков на высоте 2600 метров, после чего продолжил полёт по направлению к ДПРМ.

Диспетчер сообщил экипажу, что в зоне аэропорта неустойчивый юго-восточный ветер со скоростью 4 м/с, и что посадка будет осуществляться по магнитному курсу 10° (с юга). В ответ экипаж дважды попросил разрешения на посадку по кратчайшему маршруту — магнитному курсу 190° (с севера). Но диспетчер отвечал отказом («не положено») и давал указания следовать на высоте 1500 метров по направлению к ДПРМ для захода на посадку по курсу 10°.

В 21:09, когда Ил-18 находился в 37 километрах от ВПП на высоте 1500 метров, экипаж связался с диспетчером и доложил, что вышел на визуальный заход. Также экипаж вновь запросил разрешение на посадку с прямой по курсу 190°. Чтобы убедиться в их возможности выполнить заход на посадку по кратчайшему маршруту, диспетчер запросил «успеете?», на что экипаж ответил утвердительно («да, успеваем»).

В связи с этим диспетчер дал разрешение на выполнение визуального захода с правым доворотом курсом 190°. Экипаж подтвердил получение этого разрешения… В 21:10 диспетчер передал: «600 доложить». Экипаж воспринял данную неясную команду как разрешение на снижение до 600 метров с докладом и подтвердил её («Вас понял, 600 доложить»).

Как только было получено разрешение захода на посадку по курсу 190°, экипаж выполнил левый разворот на курс 100°, после чего выпустил шасси и начал снижаться с вертикальной скоростью около 10 м/с. При этом экипаж, вероятно, упустил из виду, что при заходе на посадку курсом 190° вплоть до 4-го разворота следует сохранять минимальную высоту 1200 метров, а выход из разворота должен осуществляться на высоте не менее 900 метров, так как полёт проходит над горным хребтом высотой до 790 метров.

Высоту 600 метров вообще можно занимать лишь в 12,7 километрах от торца полосы на предпосадочной прямой. Ил-18 летел в темноте на высоте 1200 метров и в простых метеоусловиях, когда экипаж услышал команду «600 доложить». Видя огни Южно-Сахалинска, экипаж, не ведя детальной ориентировки, ошибочно посчитал, что они уже достаточно близко, и начал снижение до высоты 600 метров. Но после начала полёта по курсу 100° визуальные условия резко ухудшились.

Экипаж не анализировал полученные пеленги 140°, а затем 151°, хотя они значительно отличались от посадочного 190°. Даже когда диспетчер передал, что потерял радиолокационный контроль над самолётом, экипаж и этому сообщению не придал значения.

В свою очередь, диспетчер, несмотря на полученные пеленги, которые показывали значительное удаление самолёта от посадочного курса, не заметил ошибок и нарушения схемы захода на посадку и не предупредил об этом экипаж. К тому же, дав разрешение на посадку с МК=190°, он не включил радиотехнические средства этого курса.

Когда от экипажа прозвучал доклад «занял 600», диспетчер, не разобравшись в ситуации, дал команду занимать 400 метров. В 21:11 в 26 километрах северо-западнее аэропорта летящий по курсу 100° на высоте 550 метров над уровнем моря Ил-18 с небольшим правым креном врезался в лесистый склон горы высотой 793 метра, неподалёку от села Перевал (ныне не существует).

От удара авиалайнер полностью разрушился и загорелся. Разброс обломков имел в длину 250 метров. В катастрофе погибли все 9 членов экипажа и 78 пассажиров (64 взрослых и 14 детей). Выжили только 3 взрослых пассажира и 3 ребёнка, которые получили тяжёлые травмы. По числу жертв это крупнейшая авиакатастрофа 1964 года.

Причиной катастрофы комиссия назвала действия экипажа, который из-за ошибочного определения своего местоположения в визуальном полёте в ночных условиях и в нарушение установленных в районе аэропорта Хомутово правил полёта, а также из-за неверного восприятия нечётких и неуместных команд диспетчера снизился раньше времени ниже безопасной высоты.


Источник: Катастрофа Ил-18В под Южно-Сахалинском в сентябре 1964 года
Опубликовал:
Теги: native-yes

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Байконурская катастрофа
Байконурская катастрофа
20
Мужской журнал 09:01 27 сен 2021
Катастрофа лихих 90-х.: крушение Ан-12
Катастрофа лихих 90-х.: крушение Ан-12
2
Мужской журнал 04:20 16 июл 2025
За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
За год до Чернобыля. Катастрофа в бухте Чажма
13
Мужской журнал 10:00 19 сен 2021
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
Происшедшая на Земле ядерная катастрофа — не гипотеза
103
Мужской журнал 05:02 10 июн 2018
Загадочная катастрофа 536 года нашей эры: что стало причиной климатического Апокалипсиса на Земле?
Загадочная катастрофа 536 года нашей эры: что стало причиной климатического Апокалипсиса на Земле?
10
Мужской журнал 07:00 10 май 2021
Самая секретная техногенная катастрофа СССР
Самая секретная техногенная катастрофа СССР
32
Мужской журнал 09:00 17 апр 2019
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
Крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории войн
2
Мужской журнал 09:01 25 янв 2022
Катастрофа Як-42 под Свердловском
Катастрофа Як-42 под Свердловском
0
Мужской журнал 21:40 07 авг 2025
Катастрофа МН17: абрикосовое дерево рушит обвинение СБУ против России
Катастрофа МН17: абрикосовое дерево рушит обвинение СБУ против России
19
Мужской журнал 19:02 03 ноя 2017
Советский мотоцикл 1964 года — ИЖ ЮК
Советский мотоцикл 1964 года — ИЖ ЮК
0
Авто-Тема 18:07 03 июл 2021
Для чего на нос легендарного штурмовика Ил-2 наносились белые полосы
Для чего на нос легендарного штурмовика Ил-2 наносились белые полосы
6
Авто-Тема 15:46 22 мар 2019
Voyah представил в Китае новый гибридный кроссовер Taishan
Voyah представил в Китае новый гибридный кроссовер Taishan
0
Авто-Тема 06:00 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства