Здравствуйте, уважаемые читатели. Как появилась Мангазея, и куда девались её жители, оказывается, никем не скрывается. Попалась мне книга 1903 года
Город Мангазея и торговый путь через Ялмал
Постараюсь коротко пересазать.
В 16 веке в Сибирь хаживали за разными надобностями, причём, не только подданные русского царя-батюшки, но и иноземцы. Так пути-дороги в Сибирь и в Китай разведывали немцы, голландцы и англичане. Для того пытались они проникнуть в заповедные дали морем, однако, льды, которые часто перекрывали проход к устью Енисея, были великой помехой, а потому иностранные купцы старались пользоваться найденными русскими людьми путями.
Судя по грамоте, датированной январём 1600 года,
Промышленные люди из Пенеги и Мезени обратились в Москву не позднее, чем в конце 1599 г. Из грамоты также следует, что путь в Мангазею морем из европейской России был известен.
Итак, между впадающими в Таз реками Сулей-Ягой и Тирмой был построен острог, названный Мангазеей. Мангазеей (крепостью и посадским населением) руководили воеводы. В 1603 году командование принял на себя воевода Булгаков.Он выстроил в Мангазее гостиный двор, церковь и привёз священника. Разросшийся город распространил своё влияние до Енисея. У устья реки Туруханав 1610 году было построено зимовье, от которого и берёт начало город Туруханск.
В это время Мангазея уже насчитывала 2 церкви, 200 частных домов, 20 лавок, 2 хлебных магазина, два питейныхдома, пороховой и винный подвалы. В "Росписном списке города Мангазеи" 1626 года описана крепость, состоящая из стены высотою 3 сажени (почти 6.5 м) и периметром 131 сажень (около 280 м), с пятью башнями. Вооружение каждой башни состояло из 3-4 затинных пищалей, запаса ядер и зелья.
Поскольку торговля шла ценными мехами песцов, соболей, лис и бобров, город быстро развивался. И купцы, добирающиеся до Мангазеи, довольно быстро обогащались, ведь в обе стороны они везли ценный груз. Потому-то на конкурентов начали посматривать косо, а купцы из европейской части России пытались закрепить за собой право ведения торговли в Мангазее и в Сибири (примером тому приведённая выше грамота).
Добраться в Мангазею можно было двумя путями: сначала по реке Усе, потом через Камень (Урал) и спуститься по рекам, втекающим в Обь (от Тобольска и Берёзова по Оби и р. Таз), а также северным морским путём вдоль морского побережья до устья Оби. Однако тут нужно было либо обогнуть оконечность Ямала (трудности ледовой обстановки), либо пересечь Ямал реками с преодолением волока. Этот путь выглядел так:
Печёрцы и двиняне знали этот путь. И иностранцы - тоже.
Итак, путь был известен, и многие им хаживали. Однако, всего через сто лет
В1870-х годах решался вопрос о сооружении канала между Карским морем и Обью. Русская экспедиция Матвеева и Орлова, а также немецкая экспедиция Финша, Вальдбурга и Грэма, изследовавшие реки Падарату и Щучью, между которыми предполагался короткий волок, обнаружили, что между реками существует значительная возвышенность. Пройти и изследовать полуостров севернее не дали погодные условия. Так и остался север Ямала в те времена неизученным, кроме его береговой линии. Получается, что в одно "прекрасное" время, дорогу по некоторым причинам изпользовать перестали и путь забыли. С чем это было связано?
Связано это было с тем, что прекратились торговые сношения между севером европейской России и Обью, начавшиеся ещё до постройки Мангазеи. Дело в том, что тобольских воевод стало безпокоить усиленное внимание иностранных экспедиций к северу Сибири, а именно, в водах Карского моря одна за другой всё чаще стали появляться экспедиции сначала голландцев, а затем и англичан.
(продолжение следует)
Комментарии (1)