То что нужно настоящему мужыку!

12 неудач Наполеона Бонапарта: русские вправе не считать Бородино поражением

12 неудач Наполеона Бонапарта. Казалось бы, современные историки примирились с тем, что Бородинское сражение завершилось для Великой армии Наполеона победой, хотя точнее было бы назвать это почти победой. Русская армия не уходила со своих позиций, пусть каждый раз и новых, пока к этому не последовал приказ главнокомандующего.

 

 

Великий русский художник В.В. Верещагин отнюдь не случайно изобразил «Конец Бородинского боя» с французской стороны

 

 

О позиции и силах сторон


Наполеон сам признавал, что Бородино не стало для него такой же победой, как Аустерлиц или Иена, Ваграм или Фридланд. Как бы ни переводить с французского его известные слова, для русских они могут звучать только так: «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».

Точно так же не кто иной, а сам великий полководец признал, что при Бородино «русские стяжали право быть непобедимыми…» Однако почему-то именно среди русских историков продолжаются дискуссии о том, почему мы упорно не желаем считать великую битву победой противника.

Итак, позицию, выбранную Кутузовым при Бородине, критиковали все вплоть до Льва Толстого. Впрочем, он, как боевой офицер, имел на это полное право. Между тем факт практически открытого для прямого удара левого русского фланга сам по себе ещё ничего не говорит.

Ведь левый фланг изначально прикрывал, ко всему прочему, и Шевардинский редут – передовую позицию, за которую французам пришлось уплатить немалую цену. Выстроить же затем что-то более существенное, чем флеши, не позволило время. Впрочем, чтобы прорвать здесь русский фронт, французам в любом случае пришлось преодолевать несколько последовательных рубежей, в том числе глубокий овраг, высоту и горящую деревню Семёновское.

 

Военные карты, с которым работал Кутузов, позволяют несколько иначе оценить позицию при Бородине



Другое дело, что Кутузова на самом деле куда больше беспокоил именно правый фланг, а всю мощь корпусов, выставленных Наполеоном против позиций 2-й Западной армии, русский главнокомандующий считал чем-то вроде блефа. Возможно, Кутузов действительно ошибся, рассчитывая на то, что Наполеон будет оперировать в обход именно его правого крыла, чтобы отрезать русской армии пути отступления к Москве.

А вот если Наполеон предпримет подобный манёвр уже слева, ему можно для начала и во фланг ударить – корпусом Тучкова. Это достаточно сильное соединение, к тому же поддержанное во второй линии почти 10-тысячным московским ополчением начальник штаба кутузовской армии Беннигсен зачем-то из засады вернул в линию, выставив буквально напоказ польским вольтижёрам корпуса Понятовского.

Кутузов рассчитывал контратаковать как раз из-за реки Колочи — во фланг обходящих его справа колонн французов. Это было бы вполне в духе тогдашнего военного искусства. А на случай удара французов слева три русских корпуса было вообще-то не так сложно перебросить южнее, как и случилось в ходе сражения.

Начало битвы вполне подтверждало ожидания русского главнокомандующего – французы штурмовали Бородино и взяли мост через Колочу. Впрочем, серьёзного развития операций здесь так и не последовало. Судя по всему, только когда окончательно выяснилось, где Наполеон наносить главный удар, и было принято решение о марше кавалерии Уварова и казаков Платова во фланг наполеоновской армии.



Впрочем, всё же не позиция, а занявшая её русская армия сумела выстоять при Бородине. Ей противостояли около 130 тысяч отборных французских и союзных войск при 587 орудиях. Только в самые первые годы после войны появлялись данные о том, что наполеон располагал намного большими силами, чуть ли не до 180 тысяч, как при Ваграме, но они не подтвердились.

Численность Великой армии практически никем не подвергается сомнению, а вот споры о том, сколько на поле Бородинской битвы было русских солдат, не прекращаются и сегодня. Появились эксперты, утверждающие, что русских было не менее 160 тысяч за счёт никем не учтённых ополченцев и казаков.

Не будем много говорить о том, какую роль могли сыграть в сражении такие лишние десятки тысяч, отметим лишь, что уже почти не оспаривается численность регулярных русских полков. Так вот, в пехоте, регулярной кавалерии и артиллерии на день Бородинской битвы числилось не больше 115 тысяч человек.

При этом пушек у русских было даже больше, чем у французов – 640, приём особенно существенным было превосходство в орудиях большого калибра. Однако они, в отличие от французских, почти не могли свободно передвигаться по полю боя. Почти полторы сотни резервных пушек и гаубиц так и остались до конца дня в резерве, неся при этом потери в прислуге, которую постоянно привлекали на замену погибшим товарищам.

Как видим, говорить о каком-либо решающем превосходстве в силах той или иной стороны не приходится, хотя в боевые линии русские всё же не могли выставить столько же испытанных воинов.

Какой ценою им далась Москва


Итак, по итогам 12-часового боя французским войскам всё же удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле. Однако, сам по себе этот факт ещё не означал победу, тем более, что после прекращения боевых действий, французская армия отошла на исходные позиции.



Безусловно, нельзя не признать, в рядах наполеоновских войск после Бородина не могло быть и речи об отступлении. Однако и сразу наступать император, как ни удивительно, не спешил. Потери его армии, возможно, были всё же меньше, чем у русских, о чём чуть ниже, но тоже изрядно подорвали боеспособность целых соединений. Считается, что уже на следующее утро Наполеон хотел продолжить сражение и завершить разгром армии Кутузова.

Именно потери, с учётом возможностей получить подкрепление, и предрешили то, как продолжилась впоследствии компания 1812 года. Вряд ли заслуживают доверия многочисленные скептики, считающие, что Кутузов дал сражение лишь в угоду общественному мнению и настроению армии. И не стоит сомневаться в том, что изначально он сдавать Москву после единственного сражения, пусть и столь кровопролитного, всё-таки не планировал.

Другое дело, что Кутузов не рассчитывал и засесть в старой столице, как в неприступной крепости, понимая, что Москва к этому совершенно не подготовлена. Вопреки оптимизму и боевому задору её губернатора Ростопчина.

В документах и воспоминаниях современников есть немало фактов, подтверждающих, что Кутузов всерьёз рассчитывал отвлечь Наполеона от первопрестольной, сразу отходя либо в сторону Петербурга, либо к югу или юго-востоку. Вряд ли русский главнокомандующий при этом разыгрывал свой очередной спектакль на публику. Но ему потребовался весьма непродолжительный анализ таких перспектив, чтобы примириться с фактом – уводить армию придётся через Москву.



Говоря о потерях, начнём с французов, которым отечественные историки поначалу «прописали» больше 50 тысяч убитых и раненых. И это казалось вполне возможным с учётом того, что армия Наполеона потеряла намного больше генералов и офицеров по сравнению с русской. 49, в том числе 8 убитых, против 28, из которых погибли шестеро.


Нельзя не заметить, что расчёт по генералам неизбежно ведёт к ошибочной оценке общих потерь. Дело в том, что во всей русской армии в Бородинском сражении было задействовано всего 73 генерала, в то время как у французов только в кавалерии числилось 70 генералов. При этом, в каждой из армий в плен при Бородине попал всего один генерал – Бонами у французов, и Лихачёв у русских, оба с многочисленными ранениями.

Достаточно быстро стало понятно, что все ссылки на документы с высокими цифрами французских потерь настолько сомнительны, что было решено обратиться к боевым расписаниям частей и соединений Великой армии. До и после сражения у стен Москвы. Они и дали вполне обоснованные данные о французских потерях – немногим более 30 тысяч человек. Пленных было не более 1000, а пушек русские сумели взять всего 13. Против 15 орудий, захваченных французами, и это вообще-то совсем неплохой показатель с учётом того, что наши постоянно оборонялись.

Сумма в пределах 30-тысячных потерь не вполне соответствует тем многочисленным и вполне правдивым сведениям, которые есть в распоряжении историков по поводу состава французской армии, вступившей в Москву. Её численность лишь немного превысила 100 тысяч человек, а это значит, что те самые маршевые батальоны к Наполеону вроде бы и вовсе не пришли.

Но они на самом деле пришли, хотя и с опозданием в несколько дней. Также подтянулась и нетронутая дивизия Пино из Итальянской армии принца Евгения Богарне, и несколько полков из флангового охранения, которое, казалось, можно было несколько ослабить. Да, несколько тысяч человек Наполеону пришлось выделить на охрану коммуникаций, разведку и наблюдение за армией Кутузова.

Но и в таком случае у Наполеона осталось слишком мало сил, чтобы просто так признать его потери под Бородином меньше, чем в 30 тысяч. Впрочем, это, как и потери русской армии – тема для серии куда более глубоких исторических исследований.

Наша же задача в чём-то амбициознее, но в чём-то скромнее – попробовать аргументировать свой тезис о том, что под Бородином русская армия не терпела поражения. Здесь же лишь отметим – после настоящего поражения, даже с такими потерями, так спокойно, но вместе с тем скрытно, оперативно и организованно мало кто ещё отступал.

О русских потерях и... перспективах


О русских потерях судить намного сложнее. Хотя, казалось бы, очень многое известно абсолютно точно. Но отнюдь не всё.

Для русской армии никто и никогда не называл цифру потерь ниже 38,5 тысяч человек. Это уже больше французского минимума. И вряд ли вообще есть смысл доказывать, что наши потери были меньше. Парадокс, но под Бородином известный принцип – атакующий несёт потери больше обороняющегося, почти не работал. Точнее работал, но русские ведь слишком часто контратаковали.

К тому же, в день Бородина во всей армии царил единый дух – стоять насмерть. И стояли, не двигаясь с места под перекрёстным огнём французской артиллерии, под ударами железных людей из кавалерийских корпусов Мюрата. В густых колоннах, и далеко не всегда на высотах или же в укрытиях.

Французы в этом отношении были намного хитрее и предприимчивее – они ничуть не стеснялись уходить из-под огня. К тому же огонь этот со стороны наполеоновской артиллерии, вообще-то менее многочисленной, чем русская, был куда более интенсивным. Есть документально подтверждённая информация, что наши противники истратили под Бородином едва ли не втрое больше зарядов, чем русские.

В наше время в ряде изданий появились данные о том, что русская армия могла потерять до 60 тысяч человек. Среди прочего, в основание таких расчётов приводятся некие рукописные списки ополченцев до и после сражения, немыслимые потери среди казаков Платова, и прочие сомнительные данные. Между тем, завышение русских потерь напрямую связано с завышением численности армии Кутузова.



Раз за разом приписывая ей десятки тысяч ополченцев и тысячи казаков, такого рода исследователи ошибаются в главном – русские тогда ещё не разучились побеждать по-суворовски — не числом, а умением. А вот с умением у тех же казаков и ополченцев всё было, скажем прямо, не слишком ладно. И в регулярном сражении пользы от них было не так много, как от опытных солдат.

Потому-то их и брали в Главную армию только слаженными частями и соединениями, как то же Московское ополчение, вставшее во вторую линию за корпусом Тучкова. Кстати, занимаясь подобными сомнительными подсчётами, впору и вовсе записать в Великую армию всех сопровождавших её обозников и маркитанток. Не говоря уже о медиках и поварах.

Что осталось в резерве?


Французы не принудили русских не то, что к бегству, как это было под Аустерлицем и Фридландом, но и даже к сколько-нибудь существенному отходу. И уж точно никакого преследования со стороны французов не было и в помине.

Русским любят напомнить, что Наполеон под Бородином так и не ввёл в действие свою гвардию, но, вопреки сложившейся легенде, русская гвардия также к вечеру 26 августа (7 сентября) оставалась почти нетронутой. Три полка лейб-гвардии, блистательно отразившие многочисленные атаки французской тяжёлой кавалерии – Литовский, Измайловский и Финляндский достаточно спокойно, отнюдь не под напором врага, заняли свои позиции во второй линии, оставив первую за передвинутыми с правого крыла корпусами Остермана и Дохтурова.



Потери в составе этих русских гвардейских полков, как свидетельствуют документы, были значительными, но об утрате боеспособности не могло быть и речи. Между тем, в корпусах Даву, Нея и Жюно, а также в Итальянской армии принца Евгения ряд полков уже к вечеру 26 августа пришлось сводить в батальоны. Иначе ударные колонны оказались бы настолько малочисленными, что не выдержали бы уже первой атаки в случае возобновления боя.

Ну а что касается Преображенского и Семёновского гвардейских полков, то они ограничили своё участие в сражении тем, что после потери флешей и Курганной батареи поддержали линию новых позиций армии, которая после отступления на километр-полтора, не более, была уже почти в полном порядке. Главное, что она была готова к продолжению битвы.

В итоге русские всё же могли бы противопоставить 18-тысячной французской гвардии около 8-9 тысяч своих отборных войск. К тому же Кутузов по-прежнему рассчитывал на то, что уже к Бородинскому полю подоспеют обещанные московским губернатором Ростопчиным подкрепления. В их составе, кстати, как утверждал Ростопчин, должны были присутствовать не только ратники, но и несколько тысяч бойцов из регулярных полков.

Но едва ли не важнейшим преимуществом, которое к концу сражения сохранилось за русскими, было преимущество в артиллерии, особенно в отношении боеприпасов. К тому же почти 150 русских орудий из резерва сохранили без существенных потерь свою прислугу, хотя нескольким тысячам артиллеристов всё же пришлось отправится на передовые позиции на помощь товарищам.



У Наполеона практически вся артиллерия, за исключением части гвардейской, уже была в деле, а вопрос с наличием ядер, картечи, бомб и особенно пороха, стоял на редкость остро. Вряд ли надо удивляться, что вечернюю артиллерийскую дуэль русские выиграли вполне однозначно, фактически не позволив французам занять исходные позиции для атаки на следующий день.

Разговоры же о том, что французы не хотели ночевать среди трупов – не самое лучшее оправдание их отхода на исходные позиции. Конечно, в этом присутствовала определённая уверенность в том, что у русских нет сил для наступления, но и сами наполеоновские войска в бой уже не слишком рвались.

Наполеон очень рассчитывал на то, что буквально на следующий день к нему подтянутся маршевые батальоны, но они запаздывали в силу целого ряда причин. Среди них, едва ли не важнейшей, оказались действия первых русских партизанских отрядов.

Есть достаточно много свидетельств, особенно с французской стороны, тому, что французский главнокомандующий на самом деле испытал немалое облегчение, когда узнал, что русские ранним утром 27 августа ушли со своих новых позиций. Именно этот факт, а затем и оставление Москвы, похоже, убедили самого Наполеона в том, что его войска всё же победили при Бородине, или на французский манер — в битве на Москве-реке.

Пусть и не разгромом, а, что называется, по очкам. Мы же останемся при своём мнении: русские при Бородине не проиграли даже по очкам. Отступать и оставлять Москву пришлось вовсе не из-за поражения, а совсем по иным причинам.

Автор:

Алексей Подымов

Статьи из этой серии:

1812-й: никто, кроме Кутузова


Источник: Русские вправе не считать Бородино поражением
Опубликовал:
Теги: история отношение война успех Москва русский

Комментарии (15)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Жигунов Александр
Все описания той войны появились спустя 50!лет после...Наполеон прошёл от Смоленска до Москвы за 3 месяца,а отступая, перешёл р.Березену с 20000 солдат в декабре 1812го,а в Париж казаки вошли в 1814м,почему так долго,ведь никаких сражений не было(не описано)...Ватерлоо было в 1815м году.
Георгий Ситнянский
"декабре 1812го,а в Париж казаки вошли в 1814м,почему так долго,ведь никаких сражений не было(не описано)". - Про Люцен, Бауцен, Дрезден, Лейпциг ничего не слышали?
Георгий Ситнянский
"Вряд ли заслуживают доверия многочисленные скептики, считающие, что Кутузов дал сражение лишь в угоду общественному мнению и настроению армии" - Считаю, заслуживает. Кутузов в конце концов так и победил Наполеона - не сражаясь. А Бородино справедливо признать "ничьей". "Ничья" с самим Наполеоном - почётнее иной победы.
Жигунов Александр
На ютубе много исследований про ту войну,и нестыковок даже в официальном фильме.
Александр Кузнецов 
Нет, Георгий, к сожалению Бородино нами проиграно! Это ещё Клаузевиц утверждал, а он разбирался в этом. Наполено создал так называемую "гранд- батарею", которой очень лихо маневрировал и практически избивал наши построения, как за 60 лет до этого Фридрих при Цорндорфе. То, что наши не побежали - это конечно заслуга наших солдат и офицеров. К тому же Кутузов озаботился тем, что привёл санитаров с подводами в количестве 10 000, а Наполеон своих раненых просто бросил...А Кутузов уже однажды уходил от Наполеона по Дунаю, ничего не отдав и постоянно выигрывая арьергардные сражения. Это когда австрийцев расхерачели при Ульме. Вот и сейчас он всё просчитал. И особенно ненавидели лягушатники Кутузова. когда он на подводах перебросил войска под Малоярославец...Не по правилам...
Георгий Ситнянский
Ну, при Цорндорфе (тоже "ничейное" сражение) пруссаки имели несколько больше оснований считать себя победителями по соотношению потерь (10-12 тыс. против 18-20 тыс. у русских), при Бородино и этого не было - потери примерно равные. P.S. А почему переброска войск на подводах - "не по правилам"? Какими международными конвенциями это запрещено?
Валерий Попов 
Да нет, Григорий, какой бы главнокомандующий принял на себя такой позор, сдать столицу без боя. Сражение готовилось, но в случае с Наполеоном, более тщательно, я бы сказал опасливо. Было отвергнуто последовательно несколько позиций, как неудовлетворяющих именно вариант организованного отступления. Бородинское поле тоже было неидеальным, но более подходящим наличием двух параллельных дорог в строну Москвы. Левый фланг, из письма и императору Александру, Кутузов назвал слабым и добавил, что искусством его исправит. Бенингсен действительно лишил армию возможности засады. Но тем не менее и ослабленный левый фланг с задачей справился. Наполеон говорил своим штабным офицерам о невозможности послать ‘Гвардию в огонь’, как это было раньше именно из-за отсутствия продвижения вперёд корпусов Понятовского. И ещё, в донесении Александру, он написал, что если бы не смерть Кутайсова, это генерал, начальник артиллерии, 28 лет было мальчику, то в сражении, как Кутузов выразился , ‘другой поворот был бы’. То есть сражение готовилось и готовилось тщательно, с засадами, прорывами в тылы Наполеона кавалерийских корпусов. Видимо часть неиспользованных пушек и предназначалась Кутайсовым для поддержки Уварова и Платова, это два генерала не получившие орденов за сражение. И Багратион был смертельно ранен тогда, когда все крыло нашей армии начало двигаться вперёд. А победили наши, или французы? Вопросы имеющие разные ответы. Могила французской кавалерии, так назвали историки Бородино. Этого как будто достаточно для положительного результата той битвы для нашей армии.
Александр Кузнецов 
Ситнянский, по поводу подвод - это не ко мне, это к французам, Которые по хохляцкому принципу :"А мэнэ то зо шо?". Они вилите ли обвинили Кутузова в неправильной войне. правда потм онистолкнулись с нашими крестьянами, которых даже царский указ не останавливал от убиения французов, которых просто забивали как мамонтов... И слова появились у нас :шаромыга от ШЕР АМИ, шваль от шевалье.
А вот что касается потерь, то тут ты Георгий просто не в курсах. Погибших у Наполеона было всего 9 тысяч человек. Против около 30 тысяч у нас. Просто он бросил всех своих раненных на поле боя и потери очень быстро выросли до 30 - 35 тысяч против наших общих 40 - 45 тысяч. А мы своих выносили и лечили потом.
Что касается Цорндорфа, то там действительно потери у нас были выше, но я имел ввиду то избиение, которое эта прусская скотина Фридрих устроил перед своей косой атакой в течение , по моему, двух часов бомбардировки наших построений. Плотных я скажу, построений. без контр орудийной дуэли со стороны русских.
Георгий Ситнянский
"Погибших у Наполеона было всего 9 тысяч человек. Против около 30 тысяч у нас" - Данные французских историков (восьмитомник "История XIX века", том 2). Что касается "войны не по правилам", то французы имели в виду партизан. Которые действительно не всегда соблюдали правила ведения войны. Как и французские партизаны в 1814-м.
Александр Кузнецов 
Георгий, я не читал французов, я инженер, а не историк. После Клаузевица я начал искать серьёзные исследования и нашёл их. Вот там всё это и прочитал и самое главное поверил.
Война не по правилам для французов была вся компания: отказ от генеральных сражений, отказ от переговоров, солдаты на подводах, совершенно не мирное население...
Георгий Ситнянский
"После Клаузевица я начал искать серьёзные исследования" - Например?
Александр Кузнецов 
Жорик, тебе не хрен вообще делать? Почитай лучше Голованова, Рокоссовского и Белова "За нами Москва"! Что касается исследований. то был такой сайт Бродино, который я в своё время изучил и которые сейчас почему то не функционирует.. Вот там было собрано всё то, что я читал и с чем был согласен до этого. Ты сейчас ради спора споришь? ты с чем не согласен?
Георгий Ситнянский
Голованов, Рокоссовский и Белов тоже писали про Бородино?
Александр Кузнецов 
Жорик, ты совсем з глухду зйихав? Они писали о войне! И ты там со своей резуновщиной и сосонинщиной плаваешь...в собственном дерьме!
Георгий Ситнянский
По делу есть что возрзить?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
12 неудач Наполеона Бонапарта
12 неудач Наполеона Бонапарта
2
Мужской журнал 08:59 15 мар 2019
12 неудач Наполеона Бонапарта. Пиренейский гамбит
12 неудач Наполеона Бонапарта. Пиренейский гамбит
1
Мужской журнал 10:01 19 апр 2019
Маршал Сульт. Железная рука Бонапарта
Маршал Сульт. Железная рука Бонапарта
0
Мужской журнал 09:00 10 янв 2022
Доминик Периньон - пятый гасконский маршал Бонапарта
Доминик Периньон - пятый гасконский маршал Бонапарта
0
Мужской журнал 07:00 05 мар 2022
Медицинская служба Великой армии Наполеона
Медицинская служба Великой армии Наполеона
7
Мужской журнал 09:01 20 апр 2021
Куда исчез клад Наполеона?
Куда исчез клад Наполеона?
2
Мужской журнал 09:01 27 янв 2019
Как воюют русские и как - американцы
Как воюют русские и как - американцы
16
Ваши новости 15:01 11 янв 2019
«Русские - нация супергероев»!  «Давай, Анжела, стреляй!»
«Русские - нация супергероев»! «Давай, Анжела, стреляй!»
22
Ваши новости 15:01 05 дек 2021
Русские красавицы Инстаграма у Михалыча.
Русские красавицы Инстаграма у Михалыча.
97
Мужской журнал 16:24 04 мар 2018
«Русские нам не братья»
«Русские нам не братья»
32
Ваши новости 11:24 01 июл 2021
Какую дань платили русские князья Орде
Какую дань платили русские князья Орде
45
Мужской журнал 09:00 08 янв 2022
Четверолапые Эйнштейны: рейтинг 20 самых умных пород собак
Четверолапые Эйнштейны: рейтинг 20 самых умных пород собак
0
Все о работе руками 10:00 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства