Автор: Сергей Антонов
Пять фактов из биографии советского «подводника номер один» и автора «атаки века»
Капитан третьего ранга Александр Маринеско стал легендой не по своей воле. За всю войну подводные лодки под его командованием совершили всего пять боевых походов — но на счету их командира самый большой в советском подплаве суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Маринеско обожали подчиненные и недолюбливали командиры, а политработники практически ненавидели, и он отвечал им тем же. Он был представлен к званию
Сын непокорного кочегара
Те, кто хорошо знал самого Александра Маринеско и его семью, единодушно говорили, что неудобный для начальства независимый характер и неумение покорно подчиняться легендарный подводник унаследовал от отца, румына Иона Маринеско. По молодости лет Ион служил кочегаром в румынском флоте, не раз и не два попадал в неприятные ситуации из-за своей непокорности. Последний случай был совершенно вопиющим: получив несправедливый, с его точки зрения, разнос от командира, Ион Маринеско ударил его лопатой по спине и вынужден был бежать не только с корабля, но и из страны. Осел бывший румынский кочегар в Одессе, где женился на украинке Татьяне Коваль, а 15 (2 по ст. ст.) января 1913 года у них родился первенец — Александр. Бредивший морем мальчишка стал юнгой, потом сумел поступить в Одесское мореходное училище и начал ходить помощником капитана на торговых судах. Именно об этом он и мечтал. Но судьба распорядилась иначе: в 1933 году по комсомольской путевке Александр Маринеско попал в
Александр Маринеско (на переднем плане) с родителями и сестрой Валентиной, 1910-е годы
Источник: odessa-memory.info
Счастливая С-13
На «малютке» М-96 Александр Маринеско прослужил четыре года, успев заработать и свою первую награду — золотые часы, и свое первое взыскание — за недостойное поведение. 14 апреля 1943 года капитан-лейтенант Маринеско был назначен командиром другой подводной лодки — С-13, входившей в состав 1-го дивизиона подлодок бригады подводных лодок Балтийского флота. К этому времени на счету лодки был всего один боевой поход, совершенный осенью 1942 года. Он оказался весьма результативным: С-13 сумела потопить два финских транспорта и один повредить. А во второй боевой поход лодка вышла только 1 октября 1944 года: два года ушли на ремонты, боевую подготовку и переоснащение. Этот выход тоже оказался удачным: был потоплен немецкий транспорт «Зигфрид». Третий боевой поход зимой 1945 года сделал лодку самой результативной субмариной советского ВМФ, а четвертый был признан неудовлетворительным и стал одной из причин разжалования Александра Маринеско. Но при всем этом С-13 справедливо считалась самой счастливой лодкой серии «С» на Балтике: из десяти воевавших здесь субмарин этого типа до конца войны дожила только она одна.
Командир подводной лодки М-96 капитан-лейтенант Александр Маринеско (справа) и командир подводной лодки М-102 капитан-лейтенант Петр Гладилин (справа), 1941 год
Источник: waralbum.ru
Трагедия «Вильгельма Густлоффа»
Выйдя в третий боевой поход 11 января 1945 года, подлодка С-13 только через девятнадцать дней преследования немецких сторожевиков и неудачных попыток атаковать конвои обнаружила военный транспорт в сопровождении миноносца. Чтобы обмануть цель и ее охранение, Александр Маринеско приказал всплыть и зажечь ходовые огни. Подлодка превратилась в «катер» и с минимального расстояния тремя торпедами поразила цель, которая через 40 минут затонула. Взбешенный противник четыре с лишним часа бомбардировал окрестности глубинными бомбами, но советской подлодке удалось уйти неповрежденной, маневрируя и укрываясь за обломками тонущего корабля. Как выяснилось позднее, лодка
Лайнер «Вильгельм Густлофф» в окраске плавучего госпиталя, 1939 год
Источник: sovboat.ru
Гибель «Штойбена»
Через одиннадцать дней, поздним вечером 9 февраля 1945 года командир С-13 обнаружил в перископ корабль, который идентифицировал как легкий крейсер типа «Эмден». В действительности это был плавучий госпиталь «Штойбен», который еще совсем недавно служил плавучей гостиницей для высших офицеров нацистского флота. Судно, вооруженное зенитными орудиями и пулеметами, шло под конвоем миноносца и катера-торпедолова, и для выполнения атаки у С-13 была только одна попытка. Как и в предыдущий раз, Александр Маринеско отдал команду на всплытие. В два часа ночи 10 февраля из надводного положения по «Штойбену» были выпущены две торпеды. Обе попали в цель, и через пятнадцать минут судно затонуло, унеся с собой около 3600 человек — в основном раненых и беженцев. Потопленный лайнер имел водоизмещение в 14 660 брутто-регистровых тонн, и его уничтожение вкупе с потоплением «Вильгельма Густлоффа», имевшего водоизмещение в 25 484 тонны, разом сделало Александра Маринеско самым результативным советским подводником, а С-13 — рекордсменом советского флота по суммарному тоннажу потопленных судов.
Лайнер «Штойбен» в море, начало 1940-х
Источник: sovboat.ru
Герой со слабостями
После возвращения из столь удачного боевого похода С-13 была награждена орденом Красного Знамени. Такой же награды удостоился и ее командир, на груди которого к тому времени уже красовались
Командир подводной лодки С-13 капитан третьего ранга Александр Маринеско, лето 1945 года
Источник: odessa-memory.info
Обложка: Капитан-лейтенант Александр Маринеско на мостике подводной лодки. Источник: pinterest.com
Комментарии (0)